Молодая российская демократия готовится к политическим баталиям

Nov 26, 2010 18:58



Первая настоящая проба сил произошла на всероссийском апрельском референдуме 1993 г., ход и результаты которого имели большое значение не только для общеполитического развития страны, но и для становления отечественных политических технологий.

Прогнозы (для "демократов") накануне референдума были довольно мрачными. Ожидалось, что по вопросу о поддержке экономической политики президента и правительства они почти наверняка проиграют. Однако этого не случилось, благодаря (как тогда казалось) блестящей политической кампании в СМИ. Причем в отличие от предыдущих (выборы народных депутатов СССР и РСФСР, выборы президента России), данная кампания была построена весьма необычно. Ее организаторы и не пытались особо убедить граждан в правильности своей политической позиции. Вместо этого они всеми средствами вдалбливали в головы магическую формулу ответов: ДА, ДА, НЕТ, ДА, используя современные западные технологии политической рекламы в СМИ. Референдум был с блеском выигран.

После этого мало кто сомневался, что на выборах в Государственную Думу 1993 г. "Выбор России", опирающийся на власть и не стесненный в средствах, имеющий поддержку подавляющего большинства СМИ и вооруженный "современными западными избирательными технологиями", только что показавшими свою мощь на апрельском референдуме, одержит убедительную победу. Однако произошло нечто обратное: "демократы" неожиданно получили много меньше ожидавшегося числа голосов, коммунисты и аграрии взяли свое, а сокрушительную победу одержал В.Жириновский. Шок от результатов выборов был настолько силен, что вызвал знаменитую фразу Ю.Карякина: "Россия, ты одурела!".

Что же случилось? Почему одни и те же "современные западные технологии" так хорошо сработали в апреле 1993 г. и оказались совершенно бессильными в декабре?

На этом вопросе стоит остановиться подробнее.

Результат выборов в декабре 1993 г. часто объясняют чисто управленческими ошибками: "Выбору России" не удалось организовать эффективно работающий штаб кампании (как это сделала администрация президента во время апрельского референдума). Отчасти это верно, но только отчасти. Главная причина неудачи в том, что российские партии не смогли построить адекватной стратегии своих кампаний, которые учитывали бы специфику мотивов голосования российских избирателей.

Для западных стран характерно доминирование в обществе одной сложившейся системы ценностей и идеологии. Столкновения на выборах происходят в основном на уровне интересов тех или иных социальных групп. О том, какой общественный строй или государственное устройство следует избирать, никто не спорит. Кроме того, большинство граждан, как правило, не меняет своих пристрастий от выборов к выборам. Про 70-80% активных (т. е. участвующих в выборах) избирателей заранее известно, за какую из партий они проголосуют.

В России же на выборах часто сталкиваются принципиально различные идеологии. Поэтому результаты голосования определяют не столько интересы избирателей, сколько более глубокий уровень мотивации, лежащий в области базовых ценностей и стереотипов массового сознания.

Новости, демократия

Previous post Next post
Up