«МОЕ ХОББИ - МОЯ ПРОФЕССИЯ»

Dec 23, 2012 19:31


Обратился тут ко мне в личку студент журфака по одному вопросу... Вспомнила, что в прошлом году отвечала и по этому поводу также для журфаковской газеты. Перечитала... Чувствуется смятенное состояние интервьюируемого. Оно и сейчас такое же.


В этом году у молодежной газеты «Смена» юбилей - 55 лет. Получается, газета существует уже больше, чем полвека, а  это солидный срок!  Об этом и о многом другом  мы решили побеседовать с заместителем главного редактора газеты «Смена» Натальей Почерниной.

- Наталья Владимировна, как вы пришли в журналистику?

- В эту профессию я пришла из педагогики.  Окончила филологический факультет Белгородского государственного педагогического института (ныне БелГУ), работала в школе... Меня всегда интересовала сфера искусства и культуры. Я посещала выставки, концерты, спектакли: всё это мне очень нравится и до сих пор. И вот однажды, в 1992 году,  на  литературной конференции я познакомилась с её  организатором, и он предложил сотрудничество. У него в планах было создание газеты, и ему были нужны молодые кадры.                                                                                                           Вначале была идея создания газеты российского масштаба, которая полностью была бы посвящена проблемам литературы, искусства и культуры, но жизнь внесла свои коррективы, и мы стали выпускать в Белгороде газету «Риск». Поначалу я возглавляла отдел литературы, позже - отдел культуры. С этого и начались мои первые шаги в журналистику. Позже я работала в других белгородских газетах, а в 1995 году я пришла работать в «Смену».

- «Риск» -  очень интересное название. А с чем оно была связано?

- (улыбается) Это была интересная эпоха... 1992 год... Совсем недавно распался Советский Союз, зарождалась российская государственность, строились рыночные отношения - все было новое. Время было смутное, непонятное, но интересное. И в это время всем приходилось рисковать. Оттуда и название «Риск». Мы пытались расшифровать его как аббревиатуру, но у нас ничего из этого не получалось. В итоге мы остановились на том, что «Риск» - просто символ времени.

-  Наталья Владимировна, какие трудности у вас возникали как у начинающего журналиста?

- Да все было сложно, конечно. Начиная с того, как позвонить человеку, объяснить ему: что ты от него хочешь? И чтобы это было кратко, понятно. Первое время я себе даже писала небольшую шпаргалку, куда заносила все, что должна сказать. Вот  этот момент психологии общения был довольно сложный. Но ничего, справилась.

- Сейчас уже, наверное, легче?

- Сейчас-то, конечно! Но все равно нужно понимать, что за человек перед тобой, как к нему обратиться, какую интонацию взять, как расположить к общению. А самое  сложное для меня - это то, что в журналистике нужно работать очень динамично. . Событие произошло - и оно тут же должно быть отражено в печати. А я человек, склонный к долгому обдумыванию, мне  нравится работать над текстом, рассматривать, как его лучше подать, чем начать и чем закончить. Я больше склонна к аналитической работе, поэтому мои жанры - это рецензия, очерк. Там, где можно взять время и подумать над материалом.

- А чему вас научила журналистика?

- Прежде всего, общаться. Общаться с разными людьми, находить к ним «ключики». Очень многие мои личные комплексы журналистика излечила. Я по натуре человек застенчивый, а сейчас многие об этом даже не подозревают.

- Наталья Владимировна, а можно все-таки научить быть журналистом или им нужно родиться?

- Как говорила героиня фильма «Служебный роман» Верочка: «Можно и зайца научить курить. В принципе ничего нет невозможного… для человека с интеллектом». Конечно, предпосылки должны быть. Например, характер определённого склада. Когда человек общительный, динамичный, подвижный - это в нашей профессии очень помогает. Но нужно работать над собой,  воспитывать в себе необходимые качества.

И конечно для журналиста важно владеть словом. Некоторым это дается не то чтобы от природы, но как результат воспитания в семье, школе, общения с интересными людьми. Но ведь не всем так повезло в жизни, правда? Значит, нужно заниматься самообразованием и серьёзно относиться к изучению теоретических дисциплин в вузе. У многих молодых людей проблемы с грамотным, логичным изложением материала, не говоря уже о стилистических ошибках. Я всегда нацеливаю студентов, которые приходят к нам в газету, что нужно больше обращать внимание на языковые дисциплины, читать классическую литературу... И не просто читать, а читать внимательно, обращая внимание на приёмы создания образов, на авторскую стилистику...

- Как вы думаете, каким должно быть журналистское образование?

- (задумывается) Мне трудно об этом судить. Всё-таки я по образованию не журналист. Но мне кажется, что подготовка  будущего журналиста должна иметь  хорошую филологическую базу. И, конечно, очень важны специальные профессиональные дисциплины, ориентированные на сегодняшние проблемы современной отечественной  журналистики.

mdash; С какими проблемами вам приходиться сталкиваться при работе с молодыми журналистами? Какие ошибки они чаще всего допускают?

- К сожалению, очень много грамматических, стилистических ошибок. Как ни прискорбно это признавать, сегодняшние выпускники школ в основной своей массе плохо ориентируются в истории нашей страны и мировой истории, имеют весьма приблизительные знания по русской литературе, которую изучают в школе, не говоря уже о мировой художественной культуре...

Среди профессиональных ошибок самые типичные - это неправильно названные учреждения, имена, фамилии, должности людей, которые упоминаются в тексте. А все же «первая заповедь» журналиста - тщательно проверять  и перепроверять фактуру материала.

- Наталья Владимировна, меняется ли представление самих журналистов о своей профессии?

-Наверное, это в большей степени касается тех, кто пришел в журналистику в советское время. В системе советской пропаганды журналист был очень важной фигурой. Представьте, в Белгороде тогда было всего две газеты: «Белгородская правда» и «Ленинская смена». Сотрудников редакций знали в лицо, уважали и даже побаивались. Ведь печатное слово имело большой вес! Это и у самих журналистов формировало представление об особой значимости их труда, об особой миссии профессии...

Сейчас чаще приходится наблюдать другую ситуацию: молодой человек что-то написал   в газете или «засветился» на телеэкране и всё - он уже считает себя звездой! Хотя до настоящего профессионала ему ещё учиться и учится, расти и расти.

У меня нет иллюзий относительно мессианской роли журналистики, я отнюдь не считаю, что журналист одним лишь фактом принадлежности к профессиональному цеху может претендовать на особый статус в обществе... Мне роль журналиста видится довольно скоромной - донести информацию до аудитории. И сделать так, чтобы эта информация была ей понятна и интересна.

- А отношение общества к журналистике изменяется?

- Доверие к печатному слову, да и не только к печатному, но и к тому, что звучит на радио и телевидении, все - таки девальвировалось. Поэтому и отношение к журналистике соответствующее. Пожалуй, только люди самого старшего поколения ещё верят: если в газете что-то написано, то это правда. Остальные уже не воспринимают СМИ как источники объективной информации. Отношение к прессе стало более критичным, люди рассуждают: кому выгодно, чтобы данная информация прозвучала именно здесь и сейчас?

- На ваш взгляд, в журналистике возможно такое понятие, как объективность?

- Она может быть объективной в том смысле, что журналист, излагая какую-то проблему, приводит в своём материале разные точки зрения, избегая собственных оценок. Но далеко не все жанры предполагают такой подход. Если я пишу рецензию на спектакль, как я могу быть абсолютно объективна? Это мое видение, это я так думаю, это я так считаю... Мне нравится или не нравится спектакль, потому что у меня такое  отношение к режиссёрской трактовке, допустим, пушкинской «Метели». Будет писать другой журналист, у него будут совершенно иные оценки. Но, наверное, некоторые жанры как раз и интересны читателю тем, что он может прочитать материал и поспорить с журналистом, согласиться или не согласиться. В конце концов журналист - отнюдь не изрекатель каких-то  истин, скорее, он собеседник для читателя.

- Наталья Владимировна, а как вы относитесь к такому явлению, как интернет - журналистика, не считаете ли вы, что очень скоро она может вытеснить другие СМИ?

- Нет, я так не считаю. Я считаю, что СМИ уйдут в интернет. А профессиональную журналистику «блогожурналистика» заменить не сможет. Мы все же идем лечиться к профессиональному врачу, учим детей у профессиональных педагогов, заказываем проект дома у профессионального архитектора... Почему в журналистике должно быть иначе?!

- А у блогеров ответственность должна быть выше, ведь они могут свободнее выражать свою точку зрения?

- Мы можем здесь говорить только о моральной ответственности. Ведь если человек в своем блоге пишет о фактах, не соответствующих действительности, клевещет на человека, привлечь его к юридической ответственности очень сложно. Хотя такие попытки уже есть. Но ответственность должна быть в любом случае, у любого человека, который что-то говорит  не у себя на кухне, а выступает с этим публично.

-У газеты «Смена» - юбилей. Ей 55 лет. А что именно для вас значит этот юбилей, это какие-нибудь достижения, проделанная работа, новый период?

- Я 16 лет работаю в «Смене». Начинала я здесь как корреспондент, потом стала обозревателем, сейчас - заместитель главного редактора. Я очень люблю эту газету. Горжусь ее историей. Люблю и уважаю своих коллег, потому что это талантливые и интересные люди. Каждый из них - это уникальная творческая индивидуальность.   Думаю, скоро газету ждут большие перемены: таково требование времени.  Омолодится ее кадровый состав. Газета станет активнее входить в интернет-пространство. Но я надеюсь, что новое поколение сменовцев по-прежнему будет составлять коллектив ярких творческих индивидуальностей.

- Я так понимаю, название газеты «Смена» символизирует именно эту постоянную смену поколений?

- Изначально она называлась «Ленинская смена» - это была газета комсомольцев, молодых строителей коммунизма, принимающих эстафету у партийцев-ленинцев. С 1991 года газета стала называться просто «Смена». Конечно, это название символично:  жизнь постоянно движется вперед и обновляется, происходит смена поколений, на наше место приходят другие - моложе и, хочется надеяться, лучше нас...

- Какие изменения произошли с газетой за время вашей работы?

- Много было изменений... Когда я пришла в редакцию, здесь издавалась не только собственно газета «Смена», но и её приложения - «Зебра» и «Курьер». Первая представляла собой бульварное, но в хорошем смысле бульварное, легкое чтиво - с эксклюзивными темами, особой подачей материалов, а «Курьер» был типичным дайджестом. Тогда еще интернет не завоевал весь мир, а потребность в информации из разных источников и из разных стран была очень острой. Изменилось время, и эти издания ушли в прошлое. Но осталась «Большая переменка» - приложение к «Смене» , которое возникло в 1995 году. Оно существует и по сей день, ориентировано на детей младшего и среднего школьного возраста. В основном там представлено детское литературное творчество.

Газета менялась вместе со временем. В 1995 году было больше вольности, что ли... Никто не знал, что можно, что нельзя (смеется - прим. автора). Нередко на страницах газеты публиковались довольно острые коллажи, откровенные фотографии, опросы на довольно щекотливые темы. И что самое интересное, солидные чиновники шли на это, отвечали на каверзные вопросы. Сейчас другое время. Многое из того, что было актуально в 90-е годы, ушло из нашей жизни и ушло из газеты.

- Если мнение журналиста не совпадает с мнением редакции, как ему поступить в этой ситуации?

- У издания существует определенная редакционная политика, и журналист должен её разделять. Если он не хочет ее разделять, то ему не нужно работать в этой газете. Но это касается стратегических, идеологических вопросов. А вот творческие, организационные, производственные проблемы как раз требуют коллективного обсуждения, дискуссий, мозговых штурмов. И спорить с коллегами не только можно, но и нужно, отстаивать свою правоту, свою позицию. Как говорит наш редактор: «Если я не прав - докажи!»

- Если ли у вас какие-то другие увлечения  помимо журналистики?

- Мне повезло: хобби стало моей профессией. Я пишу о выставках, о концертах, о спектаклях, о людях искусства... Это моя жизнь, и не потому что я занимаюсь этим в профессии. В газете я занимаюсь именно этим, потому что не могу без этого жить.

- Какой совет вы хотели бы дать начинающим журналистам?

- Много читать, интересоваться новостями в стране, в мире, быть внимательным к людям, вырабатывать в себе острый, цепкий взгляд на окружающую жизнь. И, конечно же, очень ответственно относиться к тому, что ты делаешь.

Беседовала Кристина Говорухина

СМИ, журналистика, я, работа, газета

Previous post Next post
Up