«Божественно!» Именно такой отзыв белгородских слушателей заслужил второй концерт фестиваля «Шереметевские музыкальные ассамблеи», посвящённый хоровому пению - одному музыкальных жанров, культивировавшихся династией Шереметевых.
Праздничный Патриарший мужской хор Московского Данилова монастыря представил публике фрагменты обширной концертной программы «Пой, славянская душа!» В первом отделении были исполнены канонические песнопения - напевы Супрасльской лавры (Польская православная церковь), сербские, староболгарские, поморские напевы, а также духовные стихи. Одно из произведений - «Ежечасная молитва святителя Иоасафа» диакона Сергия Трубачёва - прозвучало как посвящение земле Белгородской, месту служения святителя. Во втором отделении хор исполнил русские народные и казачьи песни.
Красота и стройность звучания; многообразие динамических оттенков исполнения; безупречное голосоведение (певчие поют словно на одном дыхании, непрерывно длящимся звуком); мощь, объём и в то же время полётность, воздушность двенадцати мужских голосов разного тембра; вокальное великолепие сольных партий Юрия Баркова, Дениса Денисова, Дмитрия Савенкова и выступающей вместе с хором Галины Мирошниковой; оригинальность интерпретаций при точном следовании характеру произведений рождали у слушателя несказанную радость, невыразимый восторг, непередаваемое ощущение красоты, полноты и тайны Бытия. В такие моменты музыкального катарсиса зал, казалось, переставал дышать, боясь нарушить божественную гармонию звучания хора.
- Мне очень понравилась программа концерта, - поделилась своими впечатлениями одна из слушательниц, педагог-музыкант Аида Евгеньевна Волкова. - Она ярко и полно раскрыла вокальный потенциал коллектива и его солистов. Особенно хочу подчеркнуть высочайшую певческую культуру хора: я давно не слышала столь эталонного исполнения песен «Колокольчик» и «Вечерний звон». И ещё очень приятно было увидеть аншлаг на таком концерте и услышать, как белгородцы принимали музыкантов!
Праздничный Патриарший мужской хор Данилова монастыря существует с 1989 года. В его составе поют выпускники лучших музыкальных вузов России. Хор постоянно принимает участие в богослужениях, в том числе и в торжественных, праздничных во главе со Святейшим Патриархом Московским и всея Руси, уделяет большое внимание светской музыке, исполняя российские военные и исторические песни и гимны, русскую и зарубежную классику, романсы, вальсы, народные песни и произведения современных композиторов.
Руководит хором регент Георгий Сафонов - выпускник Российской академии музыки имени Гнесиных, лауреат I Всероссийского конкурса дирижёров, почётный член Всероссийского музыкального общества, обладатель награды «Золотой витязь». После окончания концерта Георгий Сафонов встретился с белгородскими журналистами и ответил на их вопросы.
- Нам очень важно было здесь побывать, - подчеркнул регент хора. - Мы были в Курске, в Харькове, а сюда доехать никак не могли. Мой духовник, руководитель Центра духовного развития детей и юношества игумен Иоасаф, постоянно приезжает в Белгород поклониться мощам своего небесного покровителя. Я всегда хотел его сопровождать, но до сих пор не получалось посетить ваш замечательный город. И вот это случилось, и у меня сложилось впечатление, что белгородская публика давно нас ждала. Хор везде принимают хорошо, но так, как в Белгороде, нас принимали только в Москве на нашем абонементном концерте.
- Скажите, пожалуйста, как вам удаётся достичь такого необыкновенного, сгармонизированного звучания хора?
- Во-первых, это достигается постоянством состава, а во-вторых, большую роль играет подбор репертуара. Я его подбираю и обрабатываю сам, за исключением песен в аранжировках человека, дирижёрско-хоровую деятельность которого я взял за основу и пример. Я имею ввиду Сергея Жарова, основателя и дирижёра хора донских казаков в эмиграции. В течение шестидесяти лет они ездили по всему миру, исключая Советский Союз, и пропагандировали русское искусство. Да, в его хоре пели любители, а в последние годы в нём уже почти не было русских, но Жаров и американцев научил петь с русской душой. Я поставил себе задачу: спеть репертуар Жарова, но воспитанными, хорошими голосами, стройно и чисто. И самое главное, не просто спеть эти песни, а рассказать - с открытой душой.
Надо сказать, исполнение народных и казачьих песен повлияло и на духовный репертуар: в нём появилась та душевная струна, которая помогает понять хору то, о чём он поёт - всё-таки церковнославянский язык труден и для восприятия, и для исполнения. Это было замечено и руководством монастыря, и вообще всеми - хор приобрёл свою, совершенно особую манеру, какой нет у других. Ну и, конечно, мы подбираем специально голоса, чтобы они звучали, чтобы они были тембристыми. Следуя лучшим традициям русской хоровой школы, мы в наш коллектив приняли и несколько певчих родом с Украины...
- Слова казачьих песен, которые вы исполняете, несколько отличаются от общеизвестных вариантов...
-Мы зачастую разыскиваем и восстанавливаем исконные слова известных песен. Вот, например, «Донцы-молодцы»... Борис Александров использовал совсем другой текст, а я нашёл старинные солдатские сборники, переработал и сделал вариант со словами о крестоносном воинстве, о Царстве Спасения... Или всем известный «Орлёнок»... Оказывается, это казачья белогвардейская песня! А «Из тайги, тайги дремучей», на мотив которой позже была написана «По долинам и по взгорьям», это песня сибирских стрелков. Там богатейший текст, который говорит не об узко направленном движении, а о воскрешении православной Руси, о силе духа русского воинства. Вообще, у нас военная программа составляет примерно четыре часа - мы поём песни, посвящённые всем родам войск.
- Аранжировки песен в исполнении вашего хора тоже часто неожиданные...
- Мы стараемся заново их показать, не так, как привыкли слушать, но в то же время и не сильно изменяем. Ведь человек должен петь эти песни вмести с нами! А если сделать обработку такой сложной, что слушатель не сможет подпевать, то у него душа свернётся, и радости единения с певцами на сцене он не получит.
- Исполнение духовной музыки как-то влияет на хористов, в монастырь никто не ушёл?
- В монастырь никто не ушёл, но изменились сильно. Многие, придя петь в монастырь, были абсолютно светскими людьми, а сейчас они исповедуются, причащаются... Это совершенно другие люди.
Наталья ПОЧЕРНИНА.