Кто хочет - тот добьётся!

Jan 12, 2012 21:09

О торжественном вечере в честь 70-летия директора Белгородской государственной филармонии Ивана Григорьевича Трунова написали уже все белгородские СМИ. "Смена" не исключение. Но мы на этом не остановились. Потому что надо разъяснить белгородцам, за что этому человеку воздаются такие почести. Я всё никак не привыкну, что сегодня многое приходится объяснять: дескать, 20-30 лет назад было так, а сейчас совсем иначе. В общем, читайте мой материал из субботнего номера.

…Это было в 1994 году. На закрытии сезона Белгородской (тогда ещё областной, не государственной!) филармонии недавно созданный симфонический оркестр исполнял вместе со столичным пианистом Владимиром Селивохиным Первый концерт для фортепиано с оркестром П.И. Чайковского. Я, молодой журналист, пришла на концерт, как говорится, для души, а вовсе не по редакционному заданию: издание, где мне довелось начинать свою газетную судьбу, приказало долго жить. Директор филармонии Иван Григорьевич Трунов, встречавший публику у входа в Овальный зал здания администрации области, поздоровавшись, спросил у меня: «Как дела?» На что я честно ответила: «Плохо...» Но тут же поспешила заверить собеседника: «Иван Григорьевич, даже если я не буду больше работать в журналистике, на филармонические концерты буду ходить всегда!» В ответ лицо моего собеседника просто просияло от радости...

- Это были времена, когда я каждого слушателя, пришедшего на симфонический концерт, знал в лицо, - признался Иван Григорьевич на торжественном вечере, посвящённом его 70-летию. - И очень переживал: а вдруг в зале публики окажется меньше, чем музыкантов на сцене!

Сегодня это может показаться художественным преувеличением... Но это - сегодня, когда филармония имеет свой дом, настоящий дворец музыки, в котором принимают публику большой, камерный и органный залы; когда штат концертной организации значительно расширился, и у руководства есть возможность устраивать кастинг среди музыкантов, претендующих на работу в БГФ; когда с филармоническими оркестрами сотрудничают всемирно известные солисты и дирижёры; когда выступления белгородских музыкантов на престижных конкурсах и фестивалях отмечаются премиями и сопровождаются восторженными отзывами авторитетных критиков; когда абонементы (а их уже насчитывается 16!) на следующий сезон раскупаются слушателями уже в летние месяцы, а концертные программы поражают разнообразием стилей и жанров, имён и эпох...

О том, что так было не всегда, некоторые уже не помнят, а многие и не знают. В 1975 году, когда преподаватель-хоровик Белгородского музучилища, выпускник Донецкого музыкально-педагогического института Иван Трунов был назначен художественным руководителем областной филармонии, в её штате работали три вокалиста и музыковед. А из музыкальных инструментов была только механическая фисгармония, которую артисты любовно называли кормилицей, ибо все выступления проходили в её сопровождении. По сути филармония тогда представляла собой концертно-эстрадное бюро, занимавшееся прокатом концертов заезжих гастролёров.

Энергичный молодой худрук мечтал совсем о другом - о настоящей филармонической работе, просветительской деятельности среди детей и юношества, интересных музыкальных проектах. И как только штат музыкантов расширился, Иван Трунов приступил к реализации своих творческих задумок.

- Сначала мы сделали монтаж «Евгения Онегина», - вспоминает И. Г. Трунов. - Конечно, без хора, без массовых сцен. Чтец читал пушкинский текст, а солисты исполняли арии из оперы Чайковского. Потом подготовили еще несколько музыкально-литературных программ - патриотическую, детские. И я обратился в городской отдел народного образования, попросил разрешения показать фрагменты наших композиций на совещании директоров школ. Выступали мы час и двадцать минут вместо отведённых двадцати, публика заинтересовалась, притихла, и после окончания заведующий гороно сказал: «Всем всё понятно? Будем с филармонией дружить». Так появились наши первые школьные абонементы.

Постепенно слух о деятельности филармонии пошёл по области, и её солистов стали приглашать выступать с концертными программами. В основном работали в районах, на различных предприятиях. Выступали в красных уголках, на полевых станах, на фермах. Порой за месяц давали 60-80 концертов. «Конечно, я прекрасно понимал, что наша деятельность далека от того, чем должна заниматься филармония, - говорит Иван Григорьевич. - Ведь основная её задача - воспитывать публику на высоких образцах музыкального искусства. Но что мы могли? В лучшем случае - подготовить романсовую программу, поставить детский спектакль. Но у нас даже инструментов не было! Однажды я заикнулся о том, что хорошо бы создать камерный ансамбль, но мне сказали: «Спустись с небес на землю, кому он нужен?»

А потом наступило время, когда сама жизнь заставила реализовывать то, о чем давно мечтал Иван Трунов. Во-первых, в годы перестройки прекратился жесткий диктат из центра: сколько и каких коллективов может иметь областная филармония. Во-вторых, из-за общей неразберихи в стране гастрольная жизнь не то чтобы сошла на нет, но значительно обеднела. В начале 90-х годов в Белгороде стали организовывать музыкальные коллективы. Камерный ансамбль получил «прописку» в филармонии, другие вошли в состав только что образованного Центра музыкального искусства (в 2009 году после его реорганизации четыре крупных профессиональных коллектива - оркестр народных инструментов, духовой оркестр, камерный хор и вокально-хореографический ансамбль «Белогорье» - перейдут «под крыло» БГФ).

Иван Григорьевич Трунов обратился к тогдашнему начальнику областного управления культуры Андрею Владимировичу Кулабухову с идеей, которую сам теперь называет сумасшедшей: «Давайте попробуем на основе камерного ансамбля создать симфонический оркестр. У нас есть фагот, труба, валторна, других духовиков пригласим из Харькова. Хотя бы раз в месяц-два будем организовывать концерты». Андрей Владимирович ответил: «Делайте расчеты». В общем, начало было положено. А тут еще, как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло. После развала СССР в Белгород из столиц национальных республик приехало немало высокопрофессиональных музыкантов. И у руководства филармонии (а с 1993 года Иван Трунов стал не только её художественным руководителем, но и директором) появилась возможность значительно укрепить нарождающийся коллектив. В том же 1993-м он представил публике свою первую программу.

Наверное, именно с этого момента и начался отсчёт качественно нового этапа в истории белгородской филармонии. Хотя создание симфонического оркестра в городе, где не было не только высшего музыкального учебного заведения, но и устойчивого интереса широкой публики к классической музыке, традиций посещения серьёзных концертных программ, многие тогда сочли авантюрой Трунова. Но, как поётся в песне одного из любимых Иваном Григорьевичем композиторов, «кто хочет - тот добьётся»! И кто занимается созидательной работой, добавлю, обязательно получает поддержку - рано или поздно, но лучше вовремя. В судьбе Трунова это случилось именно вовремя, когда накопленный опыт уже позволял решать новые творческие задачи. Осенью 93-го (поистине судьбоносный для Трунова год!) у директора филармонии состоялась встреча, которую сам он считает счастливой и для себя, и для возглавляемой им концертной организации.

- Я шел из филармонии в художественный музей и заметил, что туда же направляется начальник управления культуры с незнакомым мне мужчиной, - вспоминает Иван Григорьевич. - Они подошли, Андрей Владимирович представил меня, а потом говорит: «А это, Иван Григорьевич, новый глава областной администрации Евгений Степанович Савченко. Он только сегодня прибыл в Белгород». «Замечательно, - сказал я, - если глава администрации в первый же день работы идет в учреждение культуры! Это нас очень обнадёживает!» Видимо, это был тот случай, о каких говорят: «Твои слова - да Богу в уши». Потому что довольно скоро я ощутил действенную поддержку руководителя области. Для проведения концертов нам был предоставлен Овальный зал администрации, оркестрантам выделялись квартиры. Ну, а история с приобретением рояля «Стенвей» вообще казалась фантастической! Сначала в зале установили рояль «Эстония», и при встрече с Евгением Степановичем я посетовал на то, что не могу пригласить на гастроли именитых пианистов. «Почему?» - поинтересовался глава. «Ну так на сцене же дрова стоят!» - ответил я. Евгений Степанович выяснил у меня, какой инструмент считается лучшим, сколько он стоит, и через год на открытии нового сезона филармонии с оркестром играл народный артист СССР Николай Петров!

На самом деле, если окинуть мысленным взором последние 20 лет истории Белгородской государственной (этот статус она получила в 1995 году) филармонии, многое кажется действительно фантастическим. Симфонический оркестр, в котором первоначально было 30 музыкантов, теперь насчитывает 108 человек. Этот коллектив стал базой для ведения широкомасштабной филармонической деятельности по музыкальному просвещению публики, реализации самых дерзновенных творческих проектов. Работать с оркестром, который сегодня возглавляет прекрасный маэстро, заслуженный деятель искусств Украины Рашит Нигаматуллин, почитают за честь звёзды российского исполнительского искусства. Не случайно, в 2010 году симфонический оркестр стал лауреатом премии Центрального Федерального округа в области литературы и искусства, был приглашен для участия в фестивале «Панорама музыки России», посвященном 50-летию Союза композиторов России и приуроченном к X съезду Союза композиторов России.

Кропотливо и любовно собранный И. Труновым букет голосов филармонии позволяет не только регулярно выпускать сольные программы, программы вокальных циклов, но и осуществлять оперные постановки. Я помню самую первую из них - «Колокольчик» Г. Доницетти. На сцене Овального зала - только оркестр и несколько солистов. Но как мы, белгородские слушатели, радовались в далёком уже 1995 году концертному исполнению одноактной оперы! Потом были «Евгений Онегин», «Иоланта», «Пиковая дама» Чайковского, «Севильский цирюльник» Россини... Первой оперой, поставленной уже в сценическом исполнении, стал «Дон Паскуале» Доницетти, открывший для публики не только вокальный, но и драматический потенциал солистов филармонии. С огромным успехом прошли и представления оперного спектакля «Алеко» Рахманинова...

Выстроенная филармонией система абонементов позволяет начинать работу по музыкальному просвещению слушателя с самого раннего возраста (концертные циклы для детских садов и семейные воскресные утренники пользуются у публики невероятным успехом) и продолжать эстетическое воспитание в рамках школьного и студенческого абонементов. О разнообразии концертной афиши филармонии, которая предлагает публике музыку от Баха до Оффенбаха и не только, вряд ли мог мечтать и сам Иван Григорьевич Трунов, когда стал перестраивать деятельность областной филармонии, и белгородские слушатели, которые сегодня имеют возможность выбрать из множества филармонических абонементов то, что соответствует их вкусам и степени «продвинутости» в музыкальном искусстве.

Но не только пропагандой классического музыкального наследия занимается филармония. В её палитре много красок - это и эстрада, и джаз, и народное искусство... И каждое из направлений филармонической деятельности находит своих слушателей. Поэтому вполне заслуженно в 2010 году Белгородская государственная филармония была награждена Международной общественной премией в области культуры и искусства «Виват, Маэстро!», а за высокую гуманитарную и просветительскую миссию концертной организации присвоен статус «Национальное достояние-2010».

2010 год был увенчан ещё одним великим (это именно тот случай, когда пафос вполне уместен!) событием в истории Белгородчины - открытием реконструированного здания Белгородской государственной филармонии. На торжественной церемонии Иван Григорьевич Трунов вспоминал, вероятно, как десятилетиями белгородские музыканты ютились и мыкались по тесным, тёмным, не приспособленным для ведения репетиционного процесса и концертной работы помещениям. Лишь с передачей БГФ здания бывшего ДК железнодорожников у них появился свой дом. Но пребывал он в таком запущенно-разбитом состоянии, что пригласить в него дорогих гостей было неловко. И вот, спустя два года после начала строительных работ новое здание филармонии предстало во всём своём великолепии сияния люстр, блеска зеркал, великолепия отделки интерьеров... Большой зал почти на 600 мест, малый - 300 мест! И главное - у каждого творческого коллектива появились репетиционные комнаты, а ещё - гримёрные и костюмерные, которых артистам так не хватало прежде!

- Надо очень мечтать, сильно и страстно мечтать, чтобы твои мечты сбылись. Но о таком доме музыки не мечтал даже я! - не скрывая волнения, с дрожью в голосе признался Иван Григорьевич, принимая символические ключи от нового здания.

Новое здание открыло перед коллективом БГФ под руководством заслуженного деятеля искусств России Ивана Трунова новые возможности. Так, в прошедшем году на площадке БГФ состоялся хоровой фестиваль имени С. Дегтярёва и Г. Ломакина, было возобновлено проведение Всероссийского фестиваля современной музыки, организованы творческие акции для детей, интересные и содержательные концертные программы подготовлены для камерного зала... А под занавес года белгородским слушателям была представлена «корона филармонии» - орган немецкой фирмы Hermann Eule... Это значит, что у команды Трунова снова «планов громадьё»: если концертная организация располагает таким сокровищем, то можно надеяться на появление в её репертуаре уникального абонементного цикла...

...Почему-то вспомнилось, как на открытии нового здания филармонии архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн назвал Ивана Григорьевича ...дядей Ваней. Что ж, руководителя Белгородской государственной филармонии и чеховского героя роднит то, что оба они - мечтатели. Но литературный дядя Ваня, по собственному его признанию, «проворонил» жизнь, а Иван Трунов, поверив в свою мечту, много и упорно работал над её воплощением в реальность. И увидел «небо в алмазах» - вот оно сверкает, блистает и переливается огнями дворца музыки, гармонии и света! Но Иван Григорьевич знает, что где-то на краю этого неба есть линия горизонта, за которой открываются всё новые и новые перспективы...

Наталья ПОЧЕРНИНА.

музыка, Белгородчина, культура, филармония

Previous post Next post
Up