На Белгородчине завершил работу XII Международный славянский пленэр. Он проходил с 10 по 24 августа в Грайворонском районе. Участниками пленэра стали тринадцать художников из Белоруссии, Польши, России, Сербии и Украины. Это Николай Афоньшин (г. Кострома, Россия), Пётр Бойко (г. Прилуки, Украина), Збигнев Бомерс-Бах (г. Ополе, Польша), Николай Дуброва (г. Мозырь, Белоруссия), Юрий Казаков (г. Ярославль, Россия), Николай Коркин (г. Белгород, Россия), Геннадий Кудрявцев - руководитель пленэра (г. Белгород, Россия), Александр Кузнецов (г. Орёл, Россия), Владимир Леликов (г.Липецк, Россия), Аница Савич
(г. Ниш, Сербия), Малгожата Соболевска (г. Ополе, Польша), Егор Хребтов (г. Белгород, Россия), Юрий Чернышёв (г. Белгород, Россия).
Место проведения нынешнего пленэра, как отметил представитель его организаторов, председатель Белгородского отделения Союза художников России Станислав Дымов, выбрано не случайно. Ведь именно в Грайвороне завершился земной путь святителя Иоасафа Белгородского, 100-летие канонизации которого мы будем отмечать в сентябре. Самой судьбой подвижника Русской православной церкви, уроженца Украины, наши страны-сёстры связаны навеки незримой духовной нитью. А в Грайвороне в память о святителе на месте его кончины построены храм-часовня и духовно-просветительский центр во имя Иоасафа Белгородского.
Вообще, Грайворон по праву считается жемчужиной среди малых городов Белогорья. Старинный купеческий городок, родина великого ученого и изобретателя Владимира Шухова, он сохранил свой исторический облик, и, надо заметить, многие новые постройки органично вписываются в его архитектурный пейзаж. Основательные, красно-каменные купеческие дома (в одном из них, номерах купца Жидовцева, расположена гостиница, где жили художники), затейливо-пряничные здания бывших мужской и женской гимназий, земства, изысканный особняк в стиле модерн с башенкой-эркером, величественный Свято-Николаевский храм, зеленые парки и скверы, тихие сады и цветущие палисадники, живописные окрестности рек Ворсклы и Грайворонки, - всё это создает неповторимое, уютно-патриархальное очарование уездного провинциального города, в который невозможно не влюбиться.
И эта влюбленность в симпатичный южнорусский городок, бережно хранящий свою историю и традиции, видна в работах участников пленэра. Городские архитектурные мотивы в акварелях Г. Кудрявцева проникнуты светлой, приподнято-праздничной интонацией, и сам Грайворон предстает у художника чуть ли не сказочным Конфеттенбургом - только в русской вариации. В сказочно-фольклорных, ярко-ярмарочных образах увиделся Грайворон П. Бойко. Фантастические мотивы вплетаются в портрет города и в акварелях М. Соболевской: таинственные фиолетовые тени отбрасывают деревья на крыши домов, разбрызгивающие свет ночные фонари кажутся цветами фейерверка, то ли стая птиц, то ли стая облаков кружит над куполом храма…
У Аницы Савич среди тихой пейзажной лирики тоже вдруг появляется необычный образ Грайворона, напоминающий праздную, нарядную улицу европейского города. Кстати, думаю, Анице было приятно узнать, что Грайворонщину и её родину тоже связывают нити истории. Как утверждают местные краеведы, близ Грайворона существовала слобода «Новая Сербия» (она известна ещё как Головчина и Спасское); здесь же находился знаменитый конный завод Н.И. Хорвата, перешедшего в 1751 году из австрийского подданства в русское с группой православных сербов. Разве это не добрый знак для славянского пленэра? Впрочем, как и то, что Аница, прежде не говорившая по-русски, теперь свободно общается на нём, а её сын, как и многие другие сербские студенты, регулярно совершенствует русский на языковых практиках в Белгороде.
З.Бомерс-Бах, архитектор по образованию, очарован архитектурой Грайворона, в его работах чувствуется профессиональный азарт, стремление запечатлеть образ города, наполненный личными впечатлениями.
- Когда мы ехали сюда, думали, что Грайворон - это такой маленький-маленький курорт, - говорит Збигнев. - Но он оказался не таким уж маленьким, если каждую улицу пройти пешком. У Грайворона очень интересная урбанистика и очень интересная история. Особенно приятно, что местные жители с удовольствием показывали нам достопримечательности города, рассказывали о них… Оказывается, в Грайвороне живёт много потомков поляков, которые ещё в стародавние времена селились в этих краях. Люди подходили к нам, расспрашивали, как нам здесь живётся, как живётся сейчас в Польше... в Грайвороне - очень открытый, искренний, теплый народ!
- Мне кажется, - вступает в разговор Малгожата, - жители города в полной мере не осознают, как прекрасен их город. Для них эта красота, своеобразие архитектуры обыденны. Они удивляются: что мы, художники, находим в этих «халупах»? Но посмотрите на любой старый дом! В нем особая красота, в нем отражена история и жизнь многих поколений! Грайворон - прекрасный город, он имеет большой потенциал для развития туризма.
Дыхание истории и многоцветье сегодняшней жизни Грайворона ярко запечатлел в своих работах Ю. Казаков. Город тысячи ночных огней, город, утопающий в цветах, город, нарядный, как пасхальный куличик, город, освещённый солнцем и освящённый историей… И даже если облиняла яркая побелка у какого-то особнячка, обнажив кладку красного кирпича, - для художника это настоящее счастье: выписать рельеф старой стены, устоявшей в войнах, революциях, перестрелках и перестройках.
Много и плодотворно поработал на пленэре и А. Кузнецов. В его живописных работах столько тихой радости провинциального быта и бытия, столько поэзии в обыденных, на первый взгляд, сюжетах, столько простора, света и неба! В его пастельных зарисовках - любование уходящей натурой малых русских городов и остро, точно подмеченные графические характеристики коллег-пленэристов.
- Я сразу же влюбился в грайворонские пейзажи, - говорит Александр Кузнецов. - Вроде бы и похожи на мою Орловщину ландшафты и архитектура, но всё-таки они другие! Таких белых тополей, которые стайками возвышаются над гладью реки, я нигде больше не видел! Пленэр запомнится мне и общением с коллегами, и общением с местными жителями. Люди с любопытством подходили к нам во время работы, интересовались, когда будет выставка, фотографировались с художниками на память. Этот город достоин того, чтобы в нем регулярно проходили художественные выставки. Словом, я уезжаю домой в мажорном настроении!
В мажорной тональности, в ярких экспрессивных тонах запечатлены красоты грайворонских рельефов и живописные городские виды у Н. Дубровы, пронизаны солнечным светом пейзажи Н. Коркина, царством девственной природы предстаёт Грайворонщина в работах Ю. Чернышёва, гармонией природы и человека наполнены этюды Н. Афоньшина. Тихая лирика заповедных уголков природы вдохновила Е. Хребтова на создание тонкой, поэтической акварельной серии, а в акварелях В. Леликова динамика состояния неба и облаков придают особое эмоциональное настроение каждой работе.
… То, каким увидели Грайворон художники славянских стран, жители города и гости пленэра смогли оценить на итоговой выставке, прошедшей 23 августа в районном Дворце культуры и спорта. По условиям пленэра каждый участник оставил в дар принимающей стороне по две (а то и больше!) работы. Они пополнят фонды белгородских музеев, регионального отделения Союза художников России и будут представлены на выставке, которая пройдёт в конце года в выставочном зале «Родина».
И пусть до открытия выставки XII Международного славянского пленэра ждать ещё долго, хочется пригласить на нее белгородцев уже сейчас, пока свежи воспоминания о прекрасных минутах встреч с художниками, о радости общения на языке искусства. Ведь по доброй традиции белгородского пленэра, на его заключительном вечере обязательно гитара идёт по кругу и звучат самые светлые, красивые, проникновенные песни и стихи на русском, украинском, белорусском, польском, сербском языках. Они понятны нам почти без перевода. Ведь мы - славяне…
Наталья ПОЧЕРНИНА.
http://www.smena-31.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1610:2011-09-09-09-35-07&catid=54:2011-08-29-18-18-09&Itemid=87