Оригинал взят у
sinnfreitag в
Мисс Псаки и Турция «Наш сукин сын» Эрдоган
Игорь СЛИСАРЕНКОКак и следовало ожидать, турецкий премьер Реджеп Тайип Эрдоган показал зубы. По возвращении из зарубежного турне он пригрозил протестующим, что «терпению есть предел» и что они «заплатят за неуважение».
Эрдоган объявил в парламенте, что в ходе протестов и стычек с полицией «трое молодых людей погибли», а один полицейский «стал жертвой».
РЕЙТЕР
Национальный союз врачей Турции ранее сообщил, что за это время ранения получили около пяти тысяч демонстрантов.
Чиновникам Евросоюза понадобилось три дня после начала событий 31 мая, когда полиция взялась применять к протестующим дубинки, газ и водометы (и счет пострадавших пошел на сотни), чтобы устами даже не высокого представителя ЕС по внешним делам и политике безопасности баронессы Кэтрин Эштон, а лишь ее представителя «выразить глубокую обеспокоенность проявлениями насилия и выразить разочарование по поводу непропорционального применения силы полицией».
Обозреватели аргументированно доказывают, что события в Турции - не продолжение «арабской весны», а стамбульская площадь Таксим - не площадь Тахрир в Каире. Тем не менее одно явное сходство обнаружить можно без особого труда - это реакция Запада, всегда, казалось бы, готового прийти на помощь (моральную, а то и военную) борющимся за свободу и демократию.
И здесь первая аналогия с «жасминовой революцией» в Тунисе в начале 2011 г. Тогда Брюсселю понадобился почти месяц, чтобы «увидеть», как режим президента Бен Али убивает протестующих (по оценкам ООН, погибли 219 человек, ранения получили 510). «Проснувшись» уже после бегства Бен Али, ЕС «осудил непропорциональное применение силы». Пикантности добавил и тот факт, что пару дней до «осуждения» министр иностранных дел Мишель Альо-Мари не исключала предоставления Тунису «французской полицейской помощи для умиротворения». Позже выяснилось, что у госпожи министра был в этом кровный интерес: ее родители были партнерами по бизнесу с кем-то из президентского клана, поэтому семья была крайне заинтересована в «умиротворении» протестующих. Неловко себя чувствовали президенты Буш и Саркози - незадолго до восстания они хвалили Бен Али «за войну с терроризмом, экономический прогресс, свободу прессы и свободные выборы».
А тогдашний председатель Европарламента Ежи Бузек попробовал оправдаться сентенцией о том, что «демократические устремления граждан никогда не останутся не услышанными или без ответа». Справедливости ради надо сказать, что г-н Бузек в период свержения Бен Али был занят, по его же словам, «отсутствием демократической легитимности власти в Беларуси» и предлагал наказать президента Лукашенко лишением участия в Олимпийских играх и мировых чемпионатах.
Стоит напомнить, как набросились на официальный Минск Брюссель, Вашингтон и др. после событий 19 декабря 2010 г., когда после голосования на президентских выборах толпа попробовала захватить здание правительства. Кстати, пострадавших от действий белорусских правоохранителей, предотвративших погром, оказалось крайне мало, если сравнивать с подобными событиями в европейских столицах - лишь пятеро вчистую проигравших Лукашенко кандидатов-оппозиционеров заявили, что получили травмы при задержании (они-то и вели толпу на штурм).
Но Лукашенко для Запада, как известно, «диктатор», а не «давний союзник» (так говорил депутат Европарламента Чарльз Таннок, призывая спасти египетского президента Мубарака от собственной революции).
Американская внешняя политика - не будет преувеличением сказать - традиционно опирается на «сукиных сынов», находящихся при власти в государстве повышенного американского интереса. Термин придумал еще президент Рузвельт, когда советники убеждали его в том, какой негодяй никарагуанский диктатор Самоса: «Я и сам знаю, что Самоса сукин сын. Но это же наш сукин сын!»
Этот подход сполна проявляется и по отношению к Эрдогану. Как и в ЕС, в Вашингтоне только 3 июня заметили и попеняли Анкаре за «чрезмерное применение силы». Журналисты не могли добиться ответа от пресс-секретаря Белого дома Джея Карни, контактировал ли президент с турецким коллегой. Карни послал их в госдепартамент.
А там уже вертелась, как на сковородке, от подобных вопросов Джен Псаки: «Мы все еще собираем детали происходящего... Я не знаю о всех звонках из этого здания, но предполагаю, что какой-то контакт (с правительством Турции. - И.С.) был».
Надо отметить, что посол США в Турции оказался не чета коллеге в России Майклу Макфолу, который, помнится, еще не распаковав вещей по прибытию в Москву, срочно принялся собирать на совещание лидеров «Болотной». Официальный сайт посольства в Анкаре никак не откликнулся на события.
Но одна занятная история таки случилась. О ней спросил репортер у мисс Псаки уже 10 июня. Суть такова: премьер Эрдоган на критику Запада ответил, что европейцам, мол, лучше бы на себя посмотреть, а той же Америке указал на собственные разгоны протестов Occupy, подчеркнув, что там погибли 17 человек. Тогда посольство в Анкаре быстренько опровергло его слова посредством своей страницы в Twitter, заявив, что «никто не был убит в инцидентах».
Потом, правда, это опровержение исчезло. Спрашивается, почему? Мисс Псаки ответствовала, что это было решение посольства, и только его, и она «укажет им на это». И далее ушла, языком PR-а, «на остров безопасности» - начала рассказывать о важности переговоров с Анкарой о том, что делать с Сирией. Репортер уточняет: «Поясните, Джен, вы уверены, что протесты не повлияют на отношения США с Турцией, в частности, на диалог по Сирии?» «Мы в этом уверены, - бодро рапортует Псаки. - У госсекретаря прекрасные рабочие отношения с министром иностранных дел Давутоглу. Они работают очень тесно над тем, как лучше помочь оппозиции (в Сирии. - И.С.) И мы продолжим работу над этим».
Вот вам и простодушное объяснение, почему Вашингтон так осторожен, беспокоясь, чтобы не рассердить Эрдогана. Он - важный актив в антисирийской кампании. Особенно сейчас, когда сирийская правительственная армия выбила боевиков из города Кусейра. По общему признанию, эта победа имеет стратегическое значение: ее даже называют «сирийскими Сталинградом и Курской дугой», поскольку произошел коренной перелом - боевики не только понесли тяжелые потери, но и лишились доступа к транспортным путям для поставок оружия и иностранных рекрутов из соседних Ливана и той же Турции. В Вашингтоне, Лондоне и Париже откровенно признались, что если боевики будут и дальше отступать, существование выпестованной ими оппозиции с «переходным правительством» потеряет всякий смысл. Более того, сирийская армия уже занялась зачисткой от боевиков пригородов «экономической столицы» - города Алеппо. Поэтому уже на этой неделе администрация Обамы должна принять решение о вооружении сирийских боевиков, сообщило агентству Reuters «на условиях анонимности официальное лицо». Речь уже идет о поставках не только «нелетальных вооружений» (под них подпадали бронежилеты, средства связи, а также приборы ночного видения - мечта снайпера - и даже бронетранспортеры), но и самого что ни на есть «смертельного», что давно просят боевики: артиллерия, ракеты «земля-воздух»... Схема тоже известна: США предоставляют вооружения, Катар и Саудовская Аравия их оплачивают, а Турция обеспечивает доставку. Теперь понятно, чем именно дорог сейчас Эрдоган?
Это отлично понимает и турецкий премьер. Не случайно, видимо, побывал в начале недели в Анкаре директор израильского «Моссада» Тамир Пардо, чтобы, по сообщению турецкой газеты «Хюрриет», «поделиться информацией о последних событиях в Сирии». Прием такого гостя (как не вспомнить еще памятную антиизраильскую риторику Эрдогана) - лучший плезир для Вашингтона. И когда представительница Белого дома Кейтлин Хейден еще выговаривала банальные сентенции о важности для Турции «фундаментальных принципов свободы собраний и политической деятельности, а также свободы независимых органов прессы», полиция в ночь на среду уже начала «очищать» площадь Таксим в Стамбуле от протестующих - газом и водометами. И в это время на брифинге в госдепартаменте США уже никто не спрашивал мисс Псаки о Турции...
Игорь СЛИСАРЕНКОДанная статья вышла в выпуске
№24 (657) 14 - 20 июня 2013 г. http://2000.net.ua/2000/derzhava/ekspertiza/91584