СОВЕТСКИЙ МАГНИТОПЛАН: мечта похороненная "перестройкой".

Apr 20, 2013 18:44

Оригинал взят у grey_croco в Летящий над землей - Сделано в СССР
Сегодня магнитопланы считаются самым продвинутым (ну, или одним из самых продвинутых) видом железнодорожного транспорта. И в самом деле, летящий над эстакадой поезд производит неизгладимое впечатление на тех, кто увидел это зрелище.

Вот только мало кто из тех, кому известно о таком виде транспорта, или кому даже приходилось им пользоваться (Шанхайский магнилев) знают, что магнитные поезда интенсивно разрабатывались в СССР в период с середины до конца 80-х годов..



Это - ТП-05. Первый в СССР вагон на электромагнитной подвеске с линейным электроприводом. Его построили в МИК (полигон «ВНИИПИ Транспрогресс», Раменское) в начале 1986 года. Первый успешный запуск (с подвешиванием) был осуществлен 25 февраля 1986 года.



Этот проект - одно из свидетельств преимущества комплексного планирования перед Невидимой Рукой Рынка. В Союзе прекрасно просчитали грядущие транспортные проблемы городов-мегаполисов. И не только городов с большим населением, но и городов, которые географически сильно вытянуты, чья длина составляет сотню и более километров. Это такие города как Волгоград и Кривой Рог. По оценкам, сделанным в 70-х годах, население в 29 городах Советского Союза должно было превысить миллион, то есть стать городами-миллионерами. И для решения транспортных проблем крупных городов создавались различные институты и бюро. Уже тогда было понятно, что автомобили не очень способны решить транспортную проблему крупного города, а классическое метро дорого и медленно. Считалось, что наряду с совершенствованием традиционных видов передвижения возникла необходимость в создании качественно новых транспортных систем, которые должны быть малошумными, не загрязняющими воздух, экономичными и не создающими дополнительной нагрузки на уличную сеть.

Вот этим требованиям соответствовал последний инновационный проект, доведенный до испытаний, проект транспорта на магнитной подвеске.

К 1986 году был построен 600-метровый скоростной участок в подмосковном Раменском и запланированы участки в Ереване и Алма-Ате.

Также планировалось пускать по трассам вагоны по 65 человек, 19 метров длиной каждый и весом в 40 тонн. Крейсерская скорость же вагона равнялась 250 км/ч, с перспективой 400 км/ч и выше. Кроме того, были планы вывода на линию не отдельных вагонов, а сцепок из нескольких вагонов, то есть полноценных поездов.



Внутренний вид вагона ТП-05.



На испытаниях.



И кстати, ТП-05 успел сняться в кино - в научно-фантастической короткометражке 1987 года «С роботами не шутят». Она вошла в один из выпусков программы "Этот фантастический мир".

image Click to view



Этот выпуск я прекрасно помню. В нем права робота были поставлены выше, чем права человека. В который раз удивляешься тому, что фантасты 50-70-х годов точно предсказали мир победившего глобального капитализма..

К 1992 году НИиПИ Генплана Москвы разработал проекты двух линий. Первый маршрут - аэропорт Шереметьево - Тушинский спортивный аэродром - зона отдыха «Серебряный Бор» - детский парк (на то время проектный) - Дом Правительства на Красной Пресне. Второй маршрут должен был связать районы Чертаново, Ясенево и Бутово (отметим, что проект бутовской ветки легкого метро была задумка не современная, а еще маглевская, но за нежеланием делать что-то реально инновационное, сделано было так как это было сделано). По проекту величина эстакады должна была быть 5-6 метров. Среднетехническая скорость на первом маршруте должна была быть 100 км/ч, на втором - 40. Таким образом, конструкционная скорость должна была быть где-то под 200 км/ч.

З.Ы. В статье использовались материалы с этого сайта:

http://anovichkov.msk.ru/?p=1482

Мой комментарий.

Для меня это лишнее свидетельство того, что разговоры о "технической отсталости СССР" - признак недоумков. В 80-х годах мы выходили на качественно новый уровень, или другими словами - проходили точку бифуркации. А из нее два выхода - или вперед, на качественно новое, более высокое состояние, или на шаг назад, в состояние более архаичное.

К сожалению, тогда переход не состоялся. Причины? Это отдельная, очень большая тема.

Но это вовсе не значит, что все потеряно.

Образ Хари Сэлдона потянулся в сторону и книга вновь появилась в его руке. Он открыл ее и сказал:

- Но как бы тяжело вам не приходилось в будущем, запомните и передайте это вашим потомкам, что путь выбран и что, в конце концов, нас ждет новая и еще более великая Империя!

А. Азимов "Основание".

Все зависит в первую очередь от нас самих.

ФАНТАСТИКА, НАУКА и ТЕХНИКА, СССР, БУДУЩЕЕ, ПОЕЗД, ТРАНСПОРТ, 80-е, ПЕРЕСТРОЙКА, МЕЧТА

Previous post Next post
Up