Материально-техническое обеспечение вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917
Октябрьский Штурм в Петрограде является самым классическим примером вооруженного восстания революционных масс во всей мировой истории. Это объясняется не только социалистическим характером Октябрьской революции, но и тем, что под руководством В. И. Ленина партия тщательно подготовила восстание в политическом, организационном и военно-техническом отношениях и мастерски руководила его проведением. Существенным моментом этой подготовленности и оперативного мастерства было военно-техническое обеспечение восстания оружием, боеприпасами, броневиками, транспортными средствами, медико-санитарной службой. Этот вопрос недостаточно освещается как в общей литературе по истории Великой Октябрьской социалистической революции, так и специально посвященной вооруженному восстанию в Петрограде. Задачей настоящей статьи является систематизация и обобщение как имеющихся в литературе и документальных изданиях отдельных отрывочных данных, так и пополнение их новыми, почерпнутыми из архивных источников и воспоминаний современников.
Начало вооружению рабочих Петрограда было положено в ходе свержения царизма в февральские дни 1917 г. По данным штаба Петроградского военного округа, в этот момент только из арсеналов города было захвачено 40 тыс. винтовок и 30 тыс. револьверов(1). Оружие также добывали в казармах, отбирали у жандармов, полицейских, чиновников, офицеров, администрации предприятий. Дело «Об отобрании оружия и других предметов в дни государственного переворота в конце февраля и начале марта 1917 г.» содержит акты об отобрании 984 винтовок и 1576 револьверов(2). Действительное количество таких случаев было больше зарегистрированных.
Проводились специальные операции по захвату оружия. Так, группа красногвардейцев Петрограда совершила нападение на склад, принадлежащий Офицерскому союзу, и на вагоны близ вокзала Николаевской железной дороги. В этих двух операциях было добыто около 4 тыс. винтовок и значительный запас патронов(3). Рабочие машиностроительного завода «Вулкан» уже в марте имели у себя не только винтовки и пулеметы, но и один/151/ броневик(4). Рисуя обстановку на Выборгской стороне Петрограда в апреле-мае 1917 г., И. Гаврилов писал: «Фабрично-заводские комитеты и парткомы были завалены всякого рода оружием»(5).
Партия направляла революционное творчество масс на организацию стройных вооруженных сил рабочих, видя в этом лучшую гарантию мирного развития революции. В июльские дни контрреволюции не удалось в сколько-нибудь значительных размерах изъять оружие у петроградских рабочих. Основная его часть была умело спрятана. На «Новом Лесснере» его закопали на задворках чугунолитейной мастерской(6), на «Лангензиппене» сложили под полом машинного отделения(7) и т. д.
Борьба с корниловщиной явилась новым толчком для вооружения петроградских рабочих. Были предприняты еще более энергичные обыски и реквизиции оружия у администрации предприятий, в офицерских организациях, на железных дорогах. Но теперь большая часть оружия и военного снаряжения поступала прямо с заводов, их производящих: винтовки - с Сестрорецкого оружейного, артиллерия - с Путиловского, патроны и снаряды - с Патронного и «Парвиайнена», взрывчатка и гранаты - с Охтинского и Шлиссельбургского пороховых, колючая проволока - с Гвоздильного, шанцевый инструмент - с «Нового Лесснера» и т.д.
Процесс материально-технического оснащения вооруженного восстания принял планомерный и энергичный характер в сентябре-октябре 1917 г., когда подготовка и проведение восстания стали практической задачей дня. Отмечая, что вооруженное восстание стало неизбежным, политически назрело, В. И. Ленин подчеркивал: «История сделала коренным политическим вопросом сейчас вопрос военный»(8). Резко бичуя штрейкбрехерскую позицию Зиновьева и Каменева, предлагавших, чтобы Советы не брали власть, а были лишь револьвером, приставленным к виску правительства, В. И. Ленин писал: «...„револьвер без пули?" Если да, то это прямой переход к Либерданам, которые тысячу раз объявляли Советы „револьвером" и тысячи раз обманывали народ, ибо Советы при их господстве оказывались нолем. А если револьвер „с пулей", то это и есть техническая подготовка восстания, ибо пулю надо достать, револьвер надо зарядить, да и одной пули маловато будет»(9).
Большую роль в материально-техническом обеспечении восстания в Петрограде сыграл рабочий контроль над производством и распределением, достигший значительной силы к осени 1917 г. Это имело важное значение, ибо Петроград являлся са-/152/ мым крупным в стране военным арсеналом. В 1916 г. он давал 70% боевого снаряжения, производимого в стране(10). Правда, в производстве винтовок первенство принадлежало Ижевскому и Тульскому заводам. Каждый из них давал по 50 тыс. винтовок в месяц, Сестрорецкий же - 10-12 тыс. Но из двух крупнейших патронных заводов страны на долю Петроградского приходилось 48 млн. патронов в месяц, а Луганского - 46 млн(11). Из 13 тыс. артиллерийских орудий, произведенных в России с начала войны по 1 ноября 1916 г., Путиловский завод дал свыше 4 тыс.(12). Петроград был единственным центром, производящим броневики. Петроград являлся также самым крупным центром строительства и вооружения военно-морского флота и авиации, наиболее значительным складом огнеприпасов. На казенных военных заводах города работали 150 тыс. рабочих, а вместе с частными заводами в производстве оружия и военного снаряжения фактически было занято более 50% пролетариев столицы.
На подавляющем большинстве крупных военных предприятий Петрограда большевистская партия еще до июля 1917 г. прочно вела за собой рабочие массы. Это в первую очередь относится к таким заводам, как Путиловский, Ижорский, Орудийный, Балтийский, Адмиралтейский, Сестрорецкий оружейный, Охтинские пороховой и взрывчатых веществ, Патронный, «Парвиайнен», «Айваз», Шлиссельбургский пороховой. В сентябре-октябре закрепилось господствующее влияние большевиков на Трубочном и Обуховском заводах.
В обеспечении восстания винтовками значительную роль сыграл коллектив Сестрорецкого оружейного завода. Руководимый большевиком С. П. Восковым завком в целях «ускорения хода работ» (так записано в протоколе заседания завкома) 21 сентября сместил начальника завода В. П. Коновалова и принятыми мерами обеспечил рост выпуска винтовок, несмотря на многочисленные трудности с топливом и металлом(13). С 27 сентября по 24 октября. Завком отпустил для Красной гвардии 11 750 винтовок, а с 28 октября по 11 ноября- 3875(14). Вместе с партией в 7 тыс. винтовок, переданной в августе, Сестрорецкий завод таким образом обеспечил почти 23 тыс. винтовок, что позволило полностью вооружить Красную гвардию - ведущую силу восстания. Подчеркивая эту заслугу, В. И. Ленин назвал Сестрорецкий оружейный завод арсеналом революции(15).
Грозная сила Красной гвардии обеспечила контроль над складами оружия и боеприпасов в Петрограде, в том числе самым крупным Кронверкским арсеналом Петропавловской кре-/153/пости, хранившим 100 тыс. винтовок(16). Джон Рид свидетельствует, что из этого арсенала представители десятков заводов и фабрик получили для своих отрядов Красной гвардии по 150 винтовок(17).
Массовое вооружение рабочих, участие в восстании воинских и флотских подразделений поставили проблему снабжения винтовочными патронами. Еще 3 октября завком Патронного завода выдал штабу Красной гвардии 6000 боевых патронов, 23 октября - 49 800, 24 октября - 20 400(18). Характерно, что в каждом отдельном случае патроны отпускались на основании специального решения, выносимого на заседании завкома. В этом явлении четко отражались рабочий контроль над производством и его значение для восстания. Завкомы Охтинского завода взрывчатых веществ и завода «Арсенал» снабдили Красную гвардию и революционные части гарнизона гранатами(19), имевшими в условиях уличного боя большое значение.
Партия большевиков, идя к вооруженному восстанию, готовила и такую грозную силу, как артиллерия. Это была не армейская артиллерия, а орудия, собранные или отремонтированные ко дню восстания на самих предприятиях. К 24 октября была готова «стальная батарея» на Путиловском заводе, а в ходе восстания и после его победы часть путиловцев продолжала напряженный труд по сборке новых орудий, которые были сразу же использованы для разгрома войск Краснова - Керенского(20)
Серьезную силу вооруженного восстания в условиях большого города представляли броневики. К 24 октября в цехах Ижорского завода были собраны или отремонтированы 19 бронемашин, а с 25 по 31 октября - еще 12. По поручению Колпинского комитета большевистской партии руководил этим делом член завкома коммунист С. Королев(21.
Известно, какую большую роль сыграл в Октябрьском восстании Балтийский флот. Его материально-техническому обеспечению серьезным образом способствовали трудовые усилия рабочих Петрограда, Ревеля, Гельсингфорса. Ремонт миноносцев, направляемых в Петроград, велся в Гельсингфорсе настолько интенсивно, что командующий флотом адмирал Развозов и флаг-механик флота Винтер назвали это «чудом»(22). Крейсер «Аврора»/154/ с ноября 1916 г. стоял у стенки Франко-русского завода, ремонтировался. После того как определился курс на вооруженное восстание, завком завода принял меры к скорейшему завершению ремонтных работ. 23 сентября 1917 г. заводской комитет сообщал Центральному совету фабзавкомов Петрограда, что ремонт крейсера в ближайшее время будет закончен(23). В ночь на 25 октября крейсер по приказу ВРК в полной боевой готовности встал на свой исторический пост у Николаевского моста.
Практика революционного вмешательства рабочих в дела производства оказалась полезной для подготовки и проведения вооруженного восстания и в таком важном для его хода вопросе, как обеспечение транспортными средствами, особенно грузовыми и легковыми автомашинами. В борьбе с разрухой рабочие Петрограда еще в период двоевластия взяли под контроль использование фабрично-заводского автотранспорта. Фабзавкомы отдельных предприятий, прежде всего казенных, стремились не допускать использование грузовиков для личных нужд хозяев или административного персонала, препятствовали затратам дефицитных материалов на ремонт частных легковых машин, контролировали расход бензина. Закрепляя накопленный в этом деле опыт, развивавшийся особенно в дни борьбы с корниловщиной, и имея в виду предстоящие новые битвы, Центральный совет фабзавкомов города в обращении от 1 сентября 1917 г. «Ко всем рабочим Петрограда» среди важнейших задач поставил такую, как установление строгого контроля над автомобилями, чтобы они «при первой необходимости были предоставлены к услугам рабочих»(24).
Руководимый большевиками Совет рабочих и солдатских депутатов Петергофского района еще 28 августа принял постановление об упорядочении использования автомобилей, подчеркнул, в частности, что их реквизиция для революционных нужд должна проводиться только с санкции Совета. В ходе Октябрьского восстания Совет создал специальный отдел передвижений, на который была возложена функция «всеми мерами, вплоть до реквизиции, собрать транспортные средства и заведовать ими»(25).
Обычные производственные связи рабочих использовались и для решения других вопросов материально-технического обеспечения вооруженного восстания: организация медико-санитарной службы, продовольственного снабжения и т. д. Так, шорная мастерская завода «Арсенал» по указанию завкома обеспечила не только ремни для винтовок, но и санитарные сумки(26). На заседа-/155/ нии ПК РСДРП (б) 29 октября 1917 г. отмечалось, что в дни восстания во всех районах были созданы питательные пункты(27).
Политическая сплоченность питерского пролетариата вокруг большевистской партии, действенная сила фабрично-заводских комитетов, прочно державших в своих руках «производственный тыл» восстания,- все это придало представителю фабзавкомов города, руководителю ЦС ФЗК Н. А. Скрыпнику ту уверенность, с которой он на расширенном заседании ЦК РСДРП (б) 16 октября отстаивал ленинскую линию на проведение вооруженного восстания в ближайшие дни(28).
Способствуя мобилизации военно-технических и материальных средств вооруженного восстания в Петрограде, рабочий контроль вместе с тем сузил материально-технические ресурсы контрреволюции, особенно в оружии и боеприпасах. Из уже упоминавшегося дела «Об отобрании оружия...» и ряда других дел Центрального государственного военно-исторического архива видно, какие большие трудности испытывал штаб Петроградского военного округа в снабжении офицеров и буржуазной милиции личным огнестрельным оружием и патронами с июня 1917 г.(29). Акционеры «Русского общества для изготовления снарядов и военных припасов» (заводы «Старый Парвиайнен» и «Новый Парвиайнен») в секретной записке от 8 июня 1917 г. на имя военного и морского министров сообщали, что ни администрации заводов, ни присылаемым агентам правительства рабочие не подчиняются, что «никакой контроль на заводах в настоящее время рабочими допущен не будет»(30).
Накануне восстания это фактическое господство рабочих на военных заводах стало еще более весомым. Теперь оно было организовано и через систему специально назначенных комиссаров Военно-революционного комитета Петросовета. 21 октября ВРК уведомил командующего Петроградским военным округом о том, что «во все заводы и склады оружия и огнестрельных припасов в Петрограде делегированы на места комиссары для производства прямого и непосредственного контроля выдачи вышеуказанных предметов и принятия надлежащих мер по надежной охране на местах». Выдача оружия и огнеприпасов по ордерам Временного правительства была прекращена(31). Хранящееся в ЦГВИА ССCP дело «Переписка в связи с событиями 25 октября»(32) показывает, что штаб округа испытывал чрезвычайную стесненность во всех видах оружия и боеприпасов./156/
Около 30 тыс. вооруженных людей, обещавших свою поддержку Временному правительству, из них примерно 3 тыс., охранявших Зимний и имевших 20 пулеметов, 6 орудий и 2 броневика, с одной стороны, и 23 тыс. красногвардейцев, около 200 тыс. солдат, 15 тыс. моряков, десятки пулеметов и артиллерийских орудий, более двух десятков броневиков, 25 боевых кораблей(33), с другой--таково было примерно соотношение сил контрреволюции и революции в Петрограде в момент восстания. Так классически был осуществлен принцип ленинской стратегии: «скопление гигантского перевеса сил» в решающем месте в решающий момент(34).
Величие ленинской стратегии и тактики большевистской партии заключалось ив гигантской политической и организационной работе, которая привела к сплочению революционных сил, и в умении в решающий момент использовать перевес этих сил над силами контрреволюции. Уже в сентябре - начале октября вождь революции уверенно заявлял: «...мы победим безусловно и несомненно», «победа обеспечена, и на девять десятых шансы, что бескровно»(35). Беседуя с руководителями Военной организации ЦК РСДРП (б) в ночь с 20 на 21 октября (на квартире рабочего Д. А. Павлова)(36), В. И. Ленин, по словам Н. И. Подвойского, восхищался: «Какая силища у революции!»(37). В. И. Ленин тщательно проверял всю организацию решающего выступления, обращая внимание не только на вооружение, но и на военную подготовленность командиров Красной гвардии. Один из участников этой встречи, Н. И. Подвойский, отмечал, что «изумительный хозяйский подход Владимира Ильича к вооруженному восстанию, к массам, руководителям, оружию обеспечил всеобщее участие в восстании рабочих и солдат и гарантировал необходимый успех его»(38).
Все это вместе взятое обусловило такие черты Октябрьского вооруженного восстания в Петрограде, как величайшая организованность, планомерность, решительность исхода и гуманизм, проявившийся в незначительности числа погибших и пострадавших, в рыцарском великодушии победителей к побежденным, в заботе о сохранении исторических и художественных ценностей великого города на Неве - колыбели Великой Октябрьской социалистической революции./157
1 Иванов Н. Я., Лейберов И. П., Муштуков В. Е. и др. Петроградские большевики в трех революциях. Л., 1966, с. 210
2 ЦГВИА СССР, ф. 1343, оп. 1, д. 3105.
3 Старцев В. И. Очерки по истории Петроградской Красной гвардии. М., 1965, с .142-143
4 ЦГВИА СССР, ф. 377, оп. 1, д. 106, л. 37.
5 Гаврилов И. Очерки по истории Выборгской парторганизации гор. Ленинграда. Л., 1933, с. 103.
6 Воробьев М. В. В рядах Красной гвардии - Правда, 1957, 12 сент.
7 Знамя труда: Очерк истории ленинградского арматурного завода «Знамя труда». Л., 1960, с .69.
8 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 264.
9 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 403.
10 ЦГАОР СССР, ф. 6, оп. 2, д. 106, л. 127.
11 ЦГВИА СССР, ф. 504, оп. 42, д. 37, л. 113.
12 Погребинский И. М. Государственно-монополистический капитализм: Очерк истории. М., 1959, с. 177.
13 Цибульский В. А. Рабочие Сестрорецкого завода в 1917 г. - История СССР, 1957, No 4, с. 147.
14 Там же, с. 154.
15 Воспоминания И. Степанова. См.: Ленинградская правда, 1977, 19 апр.
16 Голинков Г. Н. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде - История СССР, 1957, № 7, с. 50.
17 Рид Джон. 10 дней, которые потрясли мир. М., 1957, с. 70.
18 Большевики Петрограда в 1917 году: Хроника событий. Л., 1957, с. 653, 657, 671.
19 ЦГАОР СССР, ф. 7952, оп. 4, д. 150, л. 98.
20 Мительман М., Глебов Б., Ульянский А. История Путиловского завода. 1807-1917 гг. М., 1961, с. 678, 683.
21 ЦГАОР СССР, ф. 7952 , оп. 4, д. 225, л. 300; Поздняков О. А. Ижорцы: Краткий очерк истории Ижорского ордена Ленина и ордена Трудового Красного Знамени завода им. А. А. Жданова. Л., 1960, с. 62, 64, 69.
22 Дыбенко П. Великий переворот. - В кн.: Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде: Воспоминания активных участников революции. Л., 1956. с. 370, 373.
23 ЦГАОР СССР, ф. 472, оп. 1, д. 19, л. 19 об.
24 Коммунистическая партия Советского Союза в борьбе за победу Великой Октябрьской социалистической революции. 5 июля - 5 ноября 1917 г.: Сборник документов. М., 1937, с. 448
25 Районные Советы Петрограда в 1917 г.: Протоколы, резолюции, постановления общих собраний и заседаний исполнительных комитетов. М.; Л., 1965, т. II, с. 253, 286.
26 ЦГАОР СССР, ф. 7952 , оп. 4, д. 150, л. 98.
27 Первый легальный Петербургский комитет большевиков в 1917 г. М.; Л., 1927, с. 330
28 Протоколы Центрального РСДРП(б). Август 1917 - февраль 1918 г. М„ 1958, с. 96, 101, 103
29 ЦГВИА СССР, ф.1343, оп. 1, д. 2866, л. 12, 32, 33, 35, 41, 44, 63, 87, 95 - 96 и др.; д. 3112, л. 36; ф. 504, оп. 7, д. 845, л. 432, 701.
30 ЦГВИА СССР, ф. 1343, оп. 1, д. 2866, л. 390.
31 Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде: Документы и материалы, с. 243; Документы революционной борьбы 1917 г.: (Из личного архива А. Д. Садовского).- История СССР, 1957, No 4, с. 158.
32 ЦГВИА СССР, ф. 1343, оп. 1, д. 9993.
33 Ерыкалов Е. Ф. Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде. Л., 1966, с, 219, 302, 304, 373, 435, 436.
34 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34, с. 383.
35 Ленин В. И. Полн. собр. соч., т. 34. с. 241, 341.
36 Владимир Ильич Ленин: Биографическая хроника. М., 1973, т. 4. Март - октябрь 1917 года, с. 396-397.
37 Подвойский Н. И. Год 1917. М.,1958. С. 102
38 Подвойский Н. И. О военной деятельности В. И. Ленина (из воспоминаний).- Коммунист, 1957, No 1, с. 36-37
Источник: Селицкий В. И. Деятельность партии по материально-техническому обеспечению вооруженного восстания в Петрограде // Октябрьское вооруженное восстание в Петрограде: сб. статей. М.: Наука, 1980. С.151-157
Оригинал взят у
yroslav1985 в
Материально-техническое обеспечение вооруженного восстания в Петрограде в октябре 1917