Как создавался фото-образ советской женщины

May 02, 2016 12:54



Небольшой рассказ о фото-образе советской женщины.
Здесь можно выделить два больших исторических периода: героический и лирический.

Первый продолжался до середины 1950-х гг. Мейнстримом в советском фотоискусстве был монументально-героический образ советской женщины - активной строительницы коммунизма: спортсменки, комсомолки, ударницы или даже воина.
Наиболее ярко дух этого направления передаёт знаменитое фото Ивана Шагина «Парад физкультурников на Красной площади» 1936 г.:



Шагин вообще создал целую галерею героических образов современниц.
Вот его снимок 1933 г. «Метания копья» с почти античной натурой:





Работа «Физкультурники» 1933 г. пышет здоровьем и откровенной сексуальностью:


А вот счастливая колхозница в работе «Новый урожай» того же 1933 года:


«Рабочий перерыв» Шагина 1933 г.:


«Иконой» советского фотоискусства стал образ Лили Брик на снимке Родченко для рекламного плаката «Покупайте книги Ленгиза»:


Сам плакат, который интерпретируется и в наши дни:


Помимо мейнстрима, в 1920-е гг. в СССР был и другой взгляд на женщину, например работы пикторалистов.
Один из серии снимков «ню» Александра Гринберга, 1920-е:



Однако к началу 30-х это направление было задавлено и ушло в подполье, несмотря на то, что в живописи подобное изображение женщин оставалось частью мейнстрима весь сталинский период.
В многонациональном СССР фотоклассики не забывали и про «освобождённых женщин Востока».

Наиболее замечательную работу в этой области представляет снимок Альперта «Джигитка» 1936 г.:



Казахская трактористка (автор и год неизвестны):



По мере приближения войны советские женщины на фотографиях всё чаще предстают в военной форме.
«Сталин на совещании жен командиров», Шагин, 1936:



«Ворошиловские стрелки в гостях у наркома обороны», Шагин, 1936:


Образ советской женщины в суровые годы войны - отдельная большая тема. Приведём здесь лишь один снимок Грачёва «Для фронта» 1942 г.:


В период «оттепели» акценты советского фотоискусства поменялись, женский образ стал гораздо более лирическим, индивидуальным и многогранным, хотя фотографы всё равно продолжали воспевать женщину-труженицу, идущую в ногу с прогрессом.
Вот несколько характерных снимков из журнала «Советское фото».

У доски:



Молдавия:



Комсомольская ударная стройка:



«Лаборантка», 1962:


1960-е:


«Грустный мотив», Баскаков, 1976:


Оригинал взят у avtomat_kx в Как создавался фото-образ советской женщины

ФОТОИСКУССТВО, ЖЕНЩИНА, СССР, СОВЕТСКИЙ ЧЕЛОВЕК, СОВЕТСКАЯ ПЛАТФОРМА, КУЛЬТУРА, СОВЕТСКОЕ ИСКУССТВО, ИЗБРАННОЕ, СОВЕТСКОЕ НАСЛЕДИЕ

Previous post Next post
Up