"Бой за остров Даманский", как финал Великой Дружбы СССР и КНР (2 марта 1969)

Mar 05, 2016 16:49



"...Советское правительство заявляет правительству Китайской Народной Республики следующее. 2 марта в 4 часа 10 мин. московского времени китайские власти организовали на советско-китайской границе в районе пограничного пункта Нижне-Михайловка (остров Даманский) на реке Уссури вооруженную провокацию..."
Нота советского правительства правительству КНР от 2 марта 1969 года




В ночь на второе марта 1969 года, отряд вооружённых солдат армии КНР нарушил государственную границу СССР и скрытно занял позиции на западном берегу острова Даманский.



В соответствии с общепринятой практикой границы на реках проводятся по главному фарватеру (тальвегу). Однако пользуясь слабостью дореволюционного Китая, царское правительство России сумело провести границу на реке Уссури вдоль китайского берега. Без ведома российских властей китайцы не могли заниматься ни рыболовством, ни судоходством.
После Октябрьской революции новая власть России объявила все «царские» договоры с Китаем «грабительскими и неравноправными». Большевики больше думали о мировой революции, которая сметет все границы, и меньше всего о государственной выгоде. Тогда со стороны СССР шла активная помощь Китаю, который вел национально-освободительную войну с Японией, и вопрос о спорных территориях не считался важным. В 1951-м Пекин подписал с Москвой соглашение, по которому признал существующую границу с СССР, а также согласился на контроль советских пограничников над реками Уссури и Амур.
Отношения между народами без преувеличения были братскими. Жители приграничной полосы наносили визиты друг другу и занимались меновой торговлей. Советские и китайские пограничники отмечали вместе праздники 1 Мая и 7 Ноября. И лишь когда между руководством КПСС и КПК возникли разногласия, обстановка на границе стала обостряться - встал вопрос о пересмотре границ.

Остров Даманский площадью около 0,74 кв. км территориально относился к Пожарскому району Приморского края. От острова до Хабаровска - 230 км. Удаление острова от советского берега - около 500 м, от китайского - порядка 70-300. С юга на север Даманский вытянут на 1500-1800 м, ширина его достигает 600-700 м. Какой-либо хозяйственной или военно-стратегической ценности он не представляет.
По некоторым данным, остров Даманский образовался на реке Уссури только в 1915 году, после того как речная вода размыла перемычку с китайским берегом. По мнению китайских историков, остров как таковой появился лишь летом 1968 года в результате наводнения, когда от китайской территории был отрезан небольшой кусочек суши.



Зимой, когда лед на Уссури становился крепким, китайцы выходили на середину реки, «вооруженные» портретами Мао, Ленина и Сталина, демонстрируя, где, по их мнению, должна проходить граница.

Надо сказать, что и до этих событий китайцы неоднократно предпринимали попытки захвата нашей территории не только по рекам Амур и Уссури, но и на других участках советско-китайской границы. Но все провокации решительно пресекались пограничными нарядами, без применения оружия.



"Чтобы обезопасить личный состав и уменьшить риск травмирования при силовом контакте, мы стали применять рогатины и дубины. Солдаты с большим удовольствием и рвением выполнили мою команду по подготовке нового и одновременно самого древнего оружия первобытного человека. У каждого солдата была своя собственная из дуба или черной березы, с любовью обструганная и отшлифованная. А на рукоятке привязан темляк, чтобы не вылетела из рук. Хранились они в пирамиде вместе с оружием. Так что по тревоге солдат брал автомат и прихватывал дубину. А как групповое оружие использовали рогатины…

Они нас поначалу здорово выручали. Когда китайцы перли на нас стеной, мы просто выставляли рогатины вперед… не допуская контакта, отбрасывали их назад. Солдатам это очень нравилось. Ну а если какой смельчак все же прорывался, то, извините, добровольно нарывался на дубину.



…Таким нехитрым образом мы исключали непосредственный контакт с провокаторами. Тем более не раз отмечали, что некоторые из них носили ножи на поясе под верхней одеждой и нарваться на него было очень даже просто".

Как в старину - с дубинами... многие наши пограничники любили даже такие потасовки: недокормленые, низкорослые китайцы рукопашные схватки проигрывали вчистую, несмотря на численный перевес.



Из донесения в штаб Краснознаменного Дальневосточного округа: «23 января 1969 г. в 11.15 вооруженные китайские военнослужащие начали обходить остров Даманский. На требование покинуть территорию нарушители стали кричать, размахивать цитатниками и кулаками. Спустя некоторое время они набросились на наших пограничников…»



Вспоминает непосредственный участник событий А. Скорняк: «Рукопашный бой был жестоким. Китайцы пустили в ход лопаты, железные прутья, палки. Наши ребята отбивались прикладами автоматов. Чудом обошлось без жертв. Несмотря на численное превосходство нападающих, пограничники обратили их в бегство. После этого случая на льду ежедневно происходили столкновения. Они всегда заканчивались драками. К концу февраля на заставе «Нижне-Михайловка» не было ни одного бойца «с целой физиономией»: «фонари» под глазами, разбитые носы, но настроение боевое. Каждый день такое «зрелище». И командиры - впереди. Начальник заставы старший лейтенант Иван Стрельников и его замполит Николай Буйневич мужики были здоровые. Прикладами и кулаками немало китайских носов и челюстей посворачивали. Хунвэйбины их как огня боялись и все кричали: «Вас мы первыми убьем!».

Командир Иманского погранотряда полковник Демократ Леонов постоянно докладывал, что в любой момент конфликт может перерасти в войну. Москва отвечала как и в 1941-м: «Не поддаваться на провокации, все вопросы решать мирным путем!». А это значит - кулаками и прикладами. Пограничники надевали тулупы и валенки, брали автоматы с одним магазином (на минуту боя) и шли на лед. Для поднятия боевого духа китайцам выдавали цитатник с изречениями Великого кормчего и бутылку ханжи (китайской водки). После принятия «допинга» китайцы бросались врукопашную. Один раз во время потасовки им удалось оглушить и утащить на свою территорию двух наших пограничников. Затем их казнили.



19 февраля китайский Генштаб утвердил план под кодовым названием «Возмездие». В нем, в частности, говорилось: «…если советские солдаты откроют по китайской стороне огонь из стрелкового оружия - ответить предупредительными выстрелами, а если предупреждение не окажет должного эффекта - дать «решительный отпор в целях самозащиты».

Советские командиры отчётливо понимали, насколько напряженной является обстановка и потому все время призывали своих подчинённых к особой бдительности. Были приняты превентивные меры - например, до 50 человек увеличили штат каждой погранзаставы. И тем не менее, события 2 марта оказались для советской стороны полной неожиданностью. В ночь с 1 на 2 марта 1969 г. около 300 военнослужащих Народно-освободительной армии Китая (НОАК) переправились на Даманский и залегли на западном берегу острова.



Китаец с цитатником в центре - командир погранпоста Гунсы Сунь Юйго. Это он 2 марта 1969 года привел за собой группу советских пограничников на острове Даманский в засаду. Снимок неизвестного китайского фотографа.

Китайцы были вооружены автоматами АК-47, а также карабинами СКС. У командиров были пистолеты ТТ. Всё китайское оружие было изготовлено по советским образцам. В карманах китайцев не было никаких документов и личных вещей. Зато у каждого - цитатник Мао. Для поддержки высадившегося на Даманский подразделения на китайском берегу были оборудованы позиции безоткатных орудий, крупнокалиберных пулемётов и миномётов. Здесь же дожидалась своего часа китайская пехота общей численностью в 200-300 человек. Около 9.00 утра по острову прошёл советский пограничный наряд, но вторгшихся китайцев он не обнаружил. Спустя полтора часа на советском посту наблюдатели заметили передвижение группы вооружённых людей (до 30 человек) в направлении Даманского и немедленно сообщили об этом по телефону на заставу Нижне-Михайловка, находившуюся в 12 км южнее острова. Начальник заставы ст. лейтенант Иван Стрельников поднял своих подчинённых «в ружьё». Тремя группами, на трех машинах - ГАЗ-69 (8 человек), БТР-60ПБ (13 человек) и ГАЗ-63 (12 чел.) советские пограничники прибыли на место.

Спешившись, они двинулись в направлении китайцев двумя группами: первую вёл по льду начальник заставы ст.лейтенант Стрельников, вторую - сержант В.Рабович. Третья группа, которую вел ст. сержант Ю.Бабанский, двигаясь на автомобиле ГАЗ-63, отстала и прибыла на место на 15 минут позже.



Мотоманевренная группа 2-й заставы 57-го погранотряда блокирует движение китайского патруля у острова Даманский. Советский офицер в центре на БТР, повернувшийся влево, - командир заставы старший лейтенант Иван Стрельников. Высокий пограничник сразу за ним - фотограф Николай Петров. Офицер в маскхалате слева от Стрельникова - предположительно оперуполномоченный особого отдела 57-го погранотряда старший лейтенант Николай Буйневич. Китаец, стоящий ближе остальных к советскому БТР - командир погранпоста Гунсы Сунь Юйго. Снимок неизвестного китайского военного фотографа, сделан незадолго до событий 2 марта 1969 года.



Мотоманевренная группа 2-й заставы 57-го погранотряда блокирует движение китайского патруля у острова Даманский. Советский офицер в полушубке, стоящий лицом к фотографу в левой части снимка - командир заставы старший лейтенант Иван Стрельников. Высокий советский пограничник в темной шапке в правой части снимка - фотограф Николай Петров, он держит в руках кинокамеру. Офицер в маскхалате слева от Стрельникова - предположительно оперуполномоченный особого отдела 57-го погранотряда старший лейтенант Николай Буйневич. Китаец, стоящий ближе остальных к Стрельникову спиной к фотографу - командир погранпоста Гунсы Сунь Юйго. Снимок неизвестного китайского военного фотографа, сделан незадолго до событий 2 марта 1969 года.



30 китайцев в нарочито расслабленных позах стоят в шеренгу недалеко и вдоль китайского берега Уссури. Они демонстративно позируют, а Петров даже выбрал такую точку съемки, чтобы ветками в левой части снимка добиться эффекта обрамления. Автор: Николай Петров.



Китайцы из отделения У Юнгао, которые убили советских пограничников из группы Стрельникова. У них было преимущество - рожки уже пристегнуты к автоматам, грудь прикрыта запасными магазинами. Судя по теням на снегу, солнце светило им в глаза. Николай волновался - снимок говорит, что Петров от чего-то нажал на спуск затвора, не закончив выстраивать композицию: двое китайцев слева наполовину вышли из кадра.

Русские и китайцы стояли совсем рядом на льду совершенно открытые друг другу - позиция в случае перестрелки крайне неудачная для обеих сторон. На основании данного фото возникла беллетристическая фантазия, что первая шеренга китайцев неожиданно расступается, а вторая открывает огонь. Поднятая рука китайца на переднем плане справа трактуется именно как команда на открытие огня.

Военнослужащие китайского погранпоста непосредственно перед началом конфликта. Один из последних снимков рядового Н. Петрова, погибшего через несколько минут. 2 марта 1969 года.



Отделение китайцев под командованием У Юнгао стоит на льду, к ним в ногу строевым шагом движутся три советских пограничника, автоматы в положении «на плечо», на головах каски. Петров показывает численное превосходство китайцев - на фото нет советских офицеров Стрельникова и Буйневича, а также одного бойца, зато все китайцы помещены в кадр. Как бы там ни было, на основе второго снимка Петрова можно уверенно предположить, что, что мере того, как отряд советских пограничников на острове, преследуя Сунь Юйго, приближался к засаде, а Стрельников со своими спутниками продвигался по протоке в направлении У Юнгао, две эти группы просто перестали видеть и слышать друг друга. Автор: Николай Петров.


Приблизившись к китайцам, И.Стрельников выразил протест по поводу нарушения границы и потребовал от китайских военнослужащих покинуть территорию СССР. В ответ стоявшие шеренгой китайцы открыли внезапный автоматный огонь по группе Стрельникова. Группа Стрельникова и сам начальник заставы погибли сразу. Часть нападавших встала со своих «лёжек» и ринулась в атаку на горстку советских бойцов из второй группы, которой командовал Ю.Рабович. Те приняли бой и отстреливались буквально до последнего патрона. Когда нападающие достигли позиций группы Рабовича, то добили раненых советских пограничников выстрелами в упор и холодным оружием. Об этом позорном для Народно-освободительной армии Китая факте свидетельствуют документы советской медицинской комиссии. Единственным, кто буквально чудом остался в живых , оказался рядовой Г.Серебров. Придя в сознание в госпитале, он рассказал о последних минутах жизни своих друзей. Именно в этот момент подоспела третья группа пограничников под командованием Ю.Бабанского.



Заняв позицию на некотором удалении позади своих гибнущих товарищей, пограничники встретили наступающих китайцев огнём из автоматов. Бой был неравный, в группе оставалось всё меньше бойцов, быстро кончались боеприпасы. К счастью, на помощь группе Бабанского пришли пограничники с соседней заставы Кулебякины Сопки, находившейся в 17-18 км севернее Даманского, которыми командовал старший лейтенант В.Бубенин Получив утром 2 марта телефонное сообщение о происходящем на острове, Бубенин посадил в БТР более двадцати бойцов и поспешил на выручку соседям. Около 11.30 бронетранспортёр достиг Даманского. Пограничники высадились из машины и почти сразу же столкнулись с большой группой китайцев. Завязался бой. В ходе боя старший лейтенант Бубенин был ранен и контужен, но управления боем не утратил. Оставив на месте нескольких солдат во главе с младшим сержантом В.Каныгиным, он с четырьмя бойцами погрузились в БТР и двинулись вокруг острова, заходя в тыл китайцам. Кульминация боя наступила в тот момент, когда Бубенину удалось уничтожить командный пункт китайцев. После этого нарушители границы стали покидать свои позиции, унося с собой убитых и раненых.



Так закончился первый бой на Даманском. В бою 2 марта 1969 года советская сторона потеряла убитыми 31 человека - именно такая цифра была приведена на пресс-конференции в МИДе СССР 7 марта 1969 года. Что касается китайских потерь, то они достоверно не известны, поскольку Генштаб НОАК до сих пор не обнародовал эту информацию. Сами же советские пограничники оценивали общие потери противника в 100-150 солдат и командиров.

Уже спустя две недели, китайская армия вновь проверит советскую границу на прочность, но это уже немного другая история.

Источник, Источник

Оригинал взят у mikhaelkatz в Первый бой за остров Даманский

ИСТОРИЯ СССР, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, СОЦИАЛИЗМ, КИТАЙ -СССР, ИЗБРАННОЕ, ИСТОРИЯ РЕВОЛЮЦИИ, РЕАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА, НАСТОЯЩАЯ ИСТОРИЯ, МАО ЦЗЕ ДУН, ИСТОРИЯ XX ВЕКА

Previous post Next post
Up