Отказ сирийской оппозиции вести диалог под эгидой ООН в Женеве с делегацией правительства Сирийской Арабской Республики (САР) заставил снова говорить о тупике в поисках политического урегулирования. Специальный посланник ООН по Сирии Стаффан де Мистура приостановил переговоры до 25 февраля. По его мнению,
требуется «временная пауза», хотя непонятно, что может измениться за три недели в позиции противников президента Башара Асада.
Интересна оценка действий делегации оппозиционеров
на страницах The New York Times. В Женеве эта делегация находилась «под бдительным оком консультантов из Саудовской Аравии». The New York Times обращает внимание на материальную зависимость «оппозиционеров» от покровителей: если цена одного традиционного сирийского блюда в Женеве около 40 долларов, то в Сирии эти деньги не получишь и за две недели квалифицированной работы.
Зависимость сирийских оппозиционеров от иностранных спонсоров - одна из ключевых причин продолжения ими вооруженной борьбы с правительством САР. Другая, не менее важная причина заключается в том, что в Сирии воюют тысячи иностранных наемников, которых показывать на переговорах просто неприлично. Однако на местах именно они во многом решают судьбу мирного процесса. В Сирии они - оккупанты, отрабатывающие получаемые из-за рубежа деньги. Если для большинства сирийцев война уже давно потеряла всякий смысл, то для них совсем не так.
Администрация США вроде бы официально отказалась от своего требования «Асад должен уйти», заменив его невнятным условием - «не сейчас». В то же время за два года американских ударов в Сирии Вашингтон ничего не добился ни в борьбе с «Исламским государством», ни в реализации своего плана по смене режима в этой стране. Министр обороны США Картер назвал количество ударов по ИГ в Сирии и Ираке - более 10 тысяч за последние 18 месяцев. Картер
признает, что у Пентагона на исходе самонаводящиеся «умные бомбы» и США намерены выделить из бюджета почти 2 млрд. долларов для дополнительной закупки более 45 тыс. снарядов.
Напомним, что США возглавляют коалицию из 66 стран (на днях к этой коалиции присоединился Афганистан), но большинство американских союзников предпочитают воевать с ИГ лишь на бумаге. Около 90% авиаударов коалиции наносят ВВС США. В 2017 финансовом году расходы США на военные операции против ИГ в Ираке и Сирии планируется увеличить вдвое, эта сумма может составить 7,5 млрд. долларов. Однако и эти деньги, как считают сами американцы, не гарантируют успех.
Победить Дамаск, сделав это под прикрытием борьбы с «Исламским государством» (ИГ), не получилось. (Кстати, власти Сирии так и не дали согласия на действия американской коалиции в своем воздушном пространстве). Переходить к наземной операции США не рискуют, страна потеряла в Ираке и Афганистане почти 5 тысяч человек, новую войну Америка не поддержит. Многие политики в Вашингтоне обвиняют президента Обаму в безволии, но мало кто из них готов поставить свою подпись под решением отправить в Сирию американских военнослужащих. Вашингтону нужны те, кто согласны отправить своих солдат для войны на сирийской территории. Прикрытие для вооруженной интервенции не меняется: борьба с террористами ИГ.
После провалов переговоров в Женеве советник министра обороны Саудовской Аравии (КСА) бригадный генерал Ахмед Асири сразу же
объявил, что вооруженные силы королевства к участию в наземной операции в Сирии готовы. Министр обороны США одобрил намерение Саудовской Аравии ввести войска в Сирию. «Такого рода новости очень приветствуются», -
не скрывает своего удовлетворения глава Пентагона, который планирует провести в Брюсселе совещание по борьбе с ИГ с министрами обороны 26 стран, включённых американцами в состав своей «малой коалиции».
The Guardian
допускает, что в Сирию могут быть направлены тысячи спецназовцев из Саудовской Аравии, которые, скорее всего, будут координировать свои действия с Турцией. Обе страны не отказались от планов свержения Башара Асада и не заинтересованы в политическом урегулировании кризиса. Президент Эрдоган ничуть не сожалеет о срыве переговоров в Женеве - он
называет их «бессмысленными». Несколько недель назад Анкара и Эр-Рияд создали военный координационный орган. Решение КСА о проведении наземной операции в Сирии поддержали Бахрейн и ОАЭ. Многое указывает на то, что в Сирию готовится военное вторжение.
Для российских военных это не станет сюрпризом. О наличии большого количества «признаков скрытой подготовки турецких вооружённых сил к активным действиям на территории Сирии» заявил официальный представитель Министерства обороны России Игорь Конашенков. Минобороны РФ представило НАТО и Пентагону доказательства сосредоточения турецких войск на границе с сирийской провинцией Латакия.
Сейчас сирийские войска при поддержке российских ВКС ведут бои за освобождение территории вокруг Алеппо на севере Сирии. Это стратегически важнейший пункт в вооружённой борьбе. До начала российской воздушной операции правительственные силы удерживали три четверти города, теперь бои идут за полное его освобождение, включая многочисленные пригороды. Взяв Алеппо, сирийская армия получит выход на север, к границе с Турцией, откуда снабжаются вооружённые противники Асада и наёмники «Исламского государства».
3 февраля появились сообщения, что сирийская армия отрезала Алеппо от северных путей снабжения, взяв город в кольцо. Это и стало причиной отзыва делегации сирийских «оппозиционеров» из Женевы.
Николай БОБКИН
viaОригинал взят у
nyka_huldra в
Война в Сирии у рубежа новой эскалации