Оригинал взят у
nyka_huldra в
Крылатая легенда: «летающий Калашников» Созданный более полувека назад, ветеран войны во Вьетнаме, самолет МиГ-21 пережил всех своих «современников» - и остался в строю.
В крупнейшем в мире авиакосмическом музее - Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне - есть примечательный уголок экспозиции. Бок о бок, чуть повернувшись носовыми воздухозаборниками друг к другу, стоят два непримиримых противника: американский «Фантом» F-4 и советский МиГ-21. Вечные соперники, давние враги, впервые столкнувшиеся друг с другом на войне во Вьетнаме - и продолжавшие противостояние два с лишним десятилетия.
Но обращает на себя внимание не само соседство, оно-то как раз выглядит совершенно логичным. Примечательно другое: насколько меньше, компактнее и в то же время совершеннее смотрится легкая советская крылатая машина на фоне своего тяжеловесного соперника. Глядя на это соседство, понимаешь, почему именно МиГ-21, у советских летчиков заслуживший шутливо-уважительное прозвище «Балалайка», а в войсках США и блока НАТО - «летающий Калашников», стал самым массовым сверхзвуковым самолетом в мире. Даже на первый взгляд в нем нет ничего лишнего, ничего случайного, ничего сложного или нелогичного - он так же прост и совершенен на вид, как и советский АК. А при более тесном знакомстве понимаешь и то, насколько два этих символа военной мощи СССР - МиГ-21 и АК - похожи между собой простотой и эффективностью применения.
Так что не стоит удивляться, что первый советский реактивный истребитель с треугольным крылом стал самым массовым сверхзвуковым боевым самолетом в истории авиации. В общей сложности в СССР, Чехословакии и Индии было выпущено почти 11,5 тысячи этих машин! Только этих чисел достаточно, чтобы с полным основанием называть истребитель МиГ-21 рекордсменом. А ведь есть еще как минимум 2500 самолетов, выпущенных по лицензии в Китае под индексом J7 (в экспортном варианте - F7). И это в то время, как самый массовый американский сверхзвуковой истребитель - тот самый американский «Фантом» - произведен в количестве куда меньшем: 5195 машин.
При этом МиГ-21 стал не только самым массовым, но и одним из самых долгоживущих реактивных истребителей третьего поколения. Совершивший первый полет 9 января 1956 года, он и по сей день состоит на вооружении в 18 странах. Больше всего «двадцать первых» остается в строю в Индии: 264 самолета, половина из которых недавно модернизирована и будет служить до 2019 года. На втором месте - страна, ставшая местом боевого крещения самолета: Вьетнам. Там «на службе» еще 124 МиГ-21 последних модификаций. А его главный соперник - «Фантом» - дослуживает сейчас только в авиации Ирана, где в строю остается 225 машин.
МиГ-21 в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне рядом со своими американскими противниками F-4 (слева) и F-105 (на заднем плане, в камуфлированной окраске). Фото: Сергей Антонов
«Двадцать первый» против «Фантома»
Историю МиГ-21 следовало бы начать, пожалуй, с появления двух первых прототипов - Е-2 со стреловидным крылом и Е-4 с треугольным. Но чтобы понять, где и как «двадцать первый» заработал свою потрясающую репутацию, мы начнем рассказ с истории первых боев между этими самолетами и их главным противником, «Фантомом».
Два врага впервые встретились в небе Вьетнама 23 апреля 1966 года, а через три дня американские «Фантомы» первыми открыли боевой счет, сбив ракетами МиГ-21. Но, несмотря на столь удачное для тяжелого истребителя начало, именно появление новых МиГ-21Ф-13 (самая массовая модификация первого поколения истребителя) и МиГ-21ПФ-В (снабженный радиолокационным прицелом перехватчик в варианте для тропического климата) заставило американских летчиков резко изменить тактику и утратить ощущение безнаказанности.
«Двадцать первые» существенно превосходили по возможностям своих предшественников - дозвуковые МиГ-17Ф китайского производства и немногочисленные МиГ-15, полученные от СССР. Они имели ракеты класса «воздух - воздух», были гораздо быстрее и маневреннее, а главное, умело пользовались тактикой наведения с наземных радиолокационных постов. Кроме того, новые истребители отлично использовали возможности своих менее скоростных собратьев-«семнадцатых». Им теперь отводилась роль загонщиков, вытеснявших «Фантомы» с малых высот, где они имели преимущество, на средние, где более маневренные МиГ-21 легко заходили F-4 в хвост и сбивали их.
Кстати, именно опыт применения МиГ-21 во Вьетнаме заставил делавшее ставку исключительно на ракетное оружие советское военное руководство пересмотреть взгляды и вернуть на самолеты пушечное вооружение. Из каждых 11 пущенных по цели советских неуправляемых ракет С-5 класса «воздух - воздух» в цель поначалу попадали одна-две, хотя и сам факт пуска ракет из задней полусферы всерьез пугал американских летчиков, заставляя их быстро выходить из боя. А вот пушечные снаряды калибра 30 мм куда реже проходили мимо цели. Когда же вьетнамские летчики начали получать в достаточном количестве советские управляемые ракеты Р-3С, они же К-13, - советский вариант стоявшей на вооружении «Фантомов» ракеты AIM-9B Sidewinder, - ситуация изменилась кардинально.
С учетом этого закономерно, что с мая по декабрь 1966 года американцы потеряли в воздушных боях 47 самолетов, уничтожив при этом лишь 12 истребителей противника. Сказалось все: и лучшая маневренность МиГ-21 на виражах по сравнению с F-4, и лучшая управляемость советского истребителя, и большая тяговооруженность «двадцать первого». Эти преимущества уравновешивали недостаточный обзор пилота «МиГа», слабость радиолокатора и неотработанность ракетного вооружения. В итоге на первом этапе воздушной войны во Вьетнаме (с апреля 1965-го по ноябрь 1968-го) преимущество осталось за летчиками Северного Вьетнама. В 268 воздушных боях они сбили 244 американских самолета, потеряв всего 85 своих. Среди этих потерь было 27 «Фантомов» - и только 20 МиГ-21. А в течение последнего года войны - 1972-го - в воздухе над Вьетнамом произошел 201 воздушный бой, в которых было потеряно 54 вьетнамских истребителя и 90 американских. Среди них 37 МиГ-21 и 74 «Фантома» - более чем показательное соотношение. А всего в 1972 году «двадцать первым» удалось записать на свой счет 67 самолетов США разных типов и моделей. Примечательно, что в США снято множество фильмов про войну во Вьетнаме, но ни одного хоть сколько-нибудь известного, где главными героями стали бы летчики-истребители. Гордиться американцам в боях за вьетнамское небо явно было нечем.
Вьетнамские летчики спешат к своим самолетам, чтобы вступить в бой с приближающимся противником. Фото: super-arsenal.ru
Воевать не числом, а умением
В 1973 году американские войска ушли из Южного Вьетнама, страна объединилась под названием Социалистическая Республика Вьетнам, и война закончилась. Но не закончилось противостояние МиГ-21 и «Фантомов». В том же самом году в октябре на Ближнем Востоке разгорелась скоротечная - всего 18 дней! - война, получившая название войны Судного дня. И в ней вновь сошлись уже успевшие узнать и зауважать друг друга противники.
Как говорят специалисты по истории авиации, во Вьетнаме МиГ-21 лучше всего проявил себя как перехватчик - хотя им он, собственно, по первоначальной задумке не являлся. Тем не менее авионика истребителя, его тяговооруженность и скороподъемность, а также скорость вполне позволяли ему играть эту роль. А в войне Судного дня лучше всего раскрылся потенциал «двадцать первых» как маневренных фронтовых истребителей.
Причем раскрывать эти способности МиГ-21 помогли не столько «Фантомы», стоявшие на вооружении израильских ВВС, сколько прикрывавшие их во время вылетов на штурмовку истребители «Мираж» французского производства. И тут, надо сказать, встретились противники, гораздо больше похожие друг на друга. И советский, и французский истребители отличались прежде всего высокой маневренностью, имели очень похожее вооружение - 30-миллиметровую пушку и ракеты «воздух - воздух» с тепловыми головками самонаведения, а самое главное, были близки «идеологически». Ведь и тот и другой создавались как фронтовые истребители, главной задачей которых было ведение маневренного воздушного боя.
Как вспоминают участники тех событий, египетские пилоты были не слишком хорошо подготовлены и не отличались инициативой и смелостью. В частности, они редко могли воспользоваться отличной маневренностью «двадцать первых» и потому ввели в обиход правило «Увидев "Мираж", не становись в вираж». Зато имевшие гораздо более тесные связи с СССР и прошедшие серьезную пилотажную и тактическую подготовку под руководством советских летчиков-инструкторов сирийские пилоты проявили себя с лучшей стороны, использовав все возможности, которые давал им МиГ-21. В итоге всего за 18 суток той краткосрочной войны истребители ВВС Сирии провели над Голанскими высотами и Ливаном 260 воздушных боев, сбив 105 самолетов противника и потеряв всего 57 своих! Согласитесь, показательное соотношение, особенно учитывая, что противостояли им отлично подготовленные и умеющие пользоваться всеми возможностями своих «Фантомов» и «Миражей» израильские пилоты. Но преимущество советских самолетов проявилось в полной мере, что и привело к таким показательным результатам боев.
По словам историков авиации, именно война Судного дня окончательно вернула в тактический арсенал реактивной авиации понятие ближнего маневренного группового боя. Идеология одиночного перехвата, которая господствовала в представлениях о роли реактивных истребителей, потеряла свою доминирующую позицию: пользоваться ею стали только для уничтожения отдельных целей типа высотных самолетов-разведчиков. А для советской авиации главным выводом из событий октября 1973 года стало понимание, что тактические, боевые и модернизационные возможности МиГ-21 еще далеко не исчерпаны и самолет может оставаться в строю еще не один год. Но тогда, конечно, никто не подозревал, что речь идет не о годах - о десятилетиях.
Как рождался «летающий Калашников»
Любое оружие, будь то нож, автомат, танк или самолет, лучше всего раскрывает свои возможности только в бою - для того оно, собственно, и делается. Но закладываются эти возможности вне боя, в тишине конструкторских бюро и грохоте опытных производств. А материалом, основой, на которых они возникают, служит опыт всех предыдущих поколений такого же оружия. Главное, чтобы конструкторам хватило гения осмыслить и отфильтровать их, вычленив самое удачное и отказавшись от ошибочных решений.
Все эти отвлеченные рассуждения становятся более чем конкретными, если речь заходит об истории появления МиГ-21. К работе над ним в ОКБ Микояна приступили в самом начале Корейской войны, в 1953 году. К этому времени в советской авиации вовсю осваивали реактивные истребители второго поколения - дозвуковые МиГ-15 и МиГ-17, на подходе был МиГ-19. Все они имели стреловидное крыло, которое, как уже убедились и конструкторы, и летчики, и руководство страны, давало возможность повысить полетную скорость и маневренность. Именно такое крыло получил и первый прототип будущего истребителя - Е-2. А чуть позже, когда удалось довести до получения практических результатов исследования по возможностям и характеристикам треугольного крыла, дававшего явные преимущества в скорости и маневренности, на свет появился второй прототип - Е-4.
Этот самолет впервые поднялся в воздух 16 июля 1955 года. А спустя почти полгода, 9 января 1956-го, в небо устремился прототип Е-5 - вот он уже практически не отличался внешне от хорошо знакомого военным летчикам всего мира силуэта МиГ-21. Собственно, именно этот самолет вскоре успешно прошел летные заводские испытания и постановлением Совета министров СССР от 11 июня 1956 года был внедрен в малую серию (10 машин) на заводе №31 в Тбилиси под названием МиГ-21.
Но эти первые десять машин были фактически экспериментальной партией, самолеты которой в основном использовались для проведения обширной программы дальнейших исследований новой схемы с треугольным крылом. И эти исследования поначалу дали такие результаты, что военные стали посматривать не в сторону микояновского МиГ-21, а в сторону Су-7 ОКБ Сухого, который на испытаниях показал большую скорость, хотя и меньшую маневренность. Ситуацию решила установка на МиГ-21 нового двигателя - форсированного Р-11Ф-300, сразу улучшившего практически все летные характеристики нового истребителя. Эта машина получила в постановлении Совета министров СССР от 24 июля 1958 года индекс МиГ-21Ф (форсированный, хотя нередко встречается ошибочная трактовка этой литеры как «фронтовой»), а ее выпуск был организован на авиазаводе №21 в Горьком. Именно эти машины в 1959-м вышли на государственные испытания. Так что первой модификацией «двадцать первого», принятой на вооружение, нужно считать именно МиГ-21Ф.
Большая семья МиГ-21
Что же представлял собой фронтовой истребитель МиГ-21Ф, принятый на вооружение в конце 1959 года? Это был аскетичный на вид самолет длиной 13,5 метра и высотой 4,7 метра с размахом крыла, почти вдвое превышающим высоту. Вооружен он был двумя пушками калибра 30 мм и двумя подвесными контейнерами с неуправляемыми ракетами С-5. Управлял самолетом единственный пилот, которому, кстати, для переключения режимов использования оружия приходилось отрывать одну руку от ручки управления, что порой катастрофически сказывалось на исходе воздушного боя.
Кабина МиГ-21. Фото: Petr Kadlec/wikipedia.org
МиГ-21Ф мог подниматься на высоту 19 км и там нестись со скоростью свыше 2100 км/ч. У земли он был менее скоростным: всего 1100 км/ч. При этом практическая дальность истребителя, предназначенного для использования непосредственно во фронтовой полосе, была небольшой - всего 1500 км. Зато МиГ-21Ф отличался очень небольшим весом: нормальная взлетная масса - 6,9 тонны, масса топлива - 1,8 тонны. Для сравнения: максимальная взлетная масса «Фантома» F-4B, с которым МиГ-21 впервые столкнулся во Вьетнаме, достигала 20,2 тонны, а пустой самолет весил 12,7 тонны!
Следом за МиГ-21Ф появился куда более массовый МиГ-21Ф-13, который отличался от предшественника прежде всего новым типом вооружения: управляемыми ракетами с тепловыми головками самонаведения К-13 (отсюда и цифры «13» в индексе модели). Это было первое поколение легендарного самолета.
Во втором появились такие модификации, как потерявший пушку всепогодный истребитель-перехватчик МиГ-21П (Ф, ФС), экспортный вариант для Индии МиГ-21ФЛ, модификация МиГ-21ПФМ, на которую вернули пушку в подвесной гондоле, и самолет-разведчик МиГ-21Р. Все эти модификации уже были оборудованы радиолокаторами и аппаратурой командного наведения.
Третьим поколением стали такие модификации, как МиГ-21С с новой радиолокационной станцией и четырьмя ракетами - с тепловой и радиолокационной головками самонаведения. За ним последовали экспортный вариант МиГ-21М, оснащенный более мощным двигателем МиГ-21СМ, и его экспортный вариант МиГ-21МФ. Наконец, в 1971-м появилась самая совершенная модификация третьего поколения - МиГ-21СМТ, на экспорт выпускавшаяся под индексом МиГ-21МТ.
Четвертым и последним поколением «двадцать первых» стала модификация МиГ-21бис - самая совершенная и самая мощная машина, имевшая идеальное соотношение летных и массогабаритных характеристик. А в 1994 году на базе этой модели была разработана и последняя, наиболее современная модификация МиГ-21-93. В нее и «превращены» 120 индийских «двадцать первых», которым предстоит дослужить до 2019 года.
Ветеран, остающийся в строю
За плечами фронтового истребителя МиГ-21 - служба в военно-воздушных силах 48 стран мира, что представляет собой абсолютный рекорд для боевых реактивных самолетов. На его боевом счету участие во всех крупных локальных конфликтах и войнах, начиная с Вьетнама и заканчивая операцией «Буря в пустыне», включая войну Судного дня, бесконечные войны в Афганистане, конфликты между частями бывшей Союзной Республики Югославия и многочисленные войны в Африке. Одним словом, это самый настоящий ветеран, неоднократно доказавший на деле свои воинские умения.
...А в Национальном музее авиации и космонавтики в Вашингтоне МиГ-21 оказался не случайно. Американские эксперты, как и их многочисленные коллеги из других западных стран, давно и искренне признали этот истребитель одним из самых удачных боевых самолетов в мире. Не случайно же в музее оказалась именно эта машина, и не случайно именно она стоит рядом с «Фантомом». Лучшего свидетельства признания, которое получили за рубежом создатели легендарного «двадцать первого», не найти. Разве что посчитать, сколько таких же самолетов стоит во множестве других авиационных музеев по всему миру. Что и не удивительно: как и автомат Калашникова, МиГ-21 стал символом оружия, которое способно решать любые задачи и в любых условиях - нашлись бы только умелые руки и холодные головы. Тогда и спустя шесть десятков лет после первого полета самолет будет по-прежнему нести эффективную боевую службу.
Сергей Антонов
via