Оригинал взят у
nyka_huldra в
Стратегические бомбардировщики стали почтовыми голубями российской дипломатии в Европе Российские стратегические бомбардировщики вновь заняли первые страницы британской прессы. На этот раз причиной стало мнение Игоря Сутягина, эксперта Королевского объединенного института оборонных исследований в Лондоне. В интервью газете
Daily Mail он сообщил, что имеющиеся патрулирующие британскую границу истребители
Typhoon вчетверо уступают по дальности действия российским ракетоносцам
Ту-160М.
Которые, скажем так, в последние месяцы всерьез зачастили с “визитами вежливости” к берегам Европы, и особенно Туманного Альбиона. Да так, что с месяц назад премьер Дэвид Кэмерон даже заявил, что “
его страна не будет эмоционально реагировать” на полеты “Тушек”, более известных под названием “Белый лебедь”.
Вообще, чисто формально, глава британского правительства совершенно прав - поводов для “эмоциональной реакции” нет никаких. Ведь наши самолеты даже воздушную границу Британии не нарушали - так, полетали рядом в международной зоне. Ну выслали им на перехват британские истребители - так ведь им тоже международное право над нейтральными водами летать не запрещает. Надо ж “соколам” обоих государств где-то тренироваться?
На самом деле, конечно, слова Кэмерона следует понимать с точностью до наоборот. Вернее - как выдачу желаемого за действительное. “Правительство Ее Величества” действительно может хранить гордое спокойствие по поводу полетов Ту-160М - но разделят ли его все граждане Соединенного Королевства? Да и остальной “натовской” Европы тоже.
Хотя, конечно, “отказ от эмоциональной реакции” больше всего декларирует Лондон - главный сателлит Вашингтона в Европе. Догадывается, что Россия из всех “европейцев” на него обижается больше всего. Если, конечно, не считать даже не сателлитов - а просто откровенных холуев (по научному - лимитрофов) дядюшки Сэма, вроде маленьких, но гордых прибалтов. Другое дело, что принимать последних всерьез - себя не уважать, так что российская стратегическая авиация до полетов над ними и не опускается.
Но в том-то и дело, что полеты стратегических бомбардировщиков - это особый вид политики ядерного сдерживания. Во всяком случае - один из самых эффектных, пусть и формально не самых эффективных. Ведь современные люди, включая население “золотого миллиарда”, уже попривыкли к угрозе потенциальной ядерной войны. Все знают, что ракеты России и НАТО нацелены друг на дружку, управляют ими системы, подобные отечественной “мертвой руке” - так что в случае “часа Х” взаимное уничтожение практически гарантировано.
Только этот непреложный факт вытеснен куда-то на задворки сознания. В духе армейского анекдота: “Ты видишь суслика? - Нет… - А он есть!” Вот так и с привычным ядерным арсеналом - все противоборствующие стороны стараются его не то, что афишировать - а, наоборот, максимально маскировать. Даже стартовые позиции “шахтных” ракет и то засекречивают - пусть на штабных картах противника они давным-давно отмечены “крестиками” и их координаты введены в компьютеры средств поражения.
А те же подводные лодки - главная их “фишка” оставаться незамеченными для потенциального врага. Чтобы тот не смог их уничтожить за мгновение до запуска баллистических ракет. То же касается и передвижных ракетных комплексов - вроде российского “Тополь-М”.
А вот стратегическая авиация - совсем другое дело. Ее не имеет смысла маскировать - да это и невозможно в принципе. Даже с применением супер-модных “стелс-технологий” - пасующих всего лишь перед сменой частоты российских РЛС. Так что обнаружить ракетоносцы просто - сложнее их перехватить.
Их полеты длятся от силы полсуток - если с дозаправкой, то чуть больше. Но за это время они пролетают больше 10 тысяч километров (Ту-160М - до 13 тысяч). И во время этих полетов являют зримый пример российской ядерной мощи.
Собственно, появление наших самолетов именно вблизи британских берегов - больше демонстрация, особой военной ценности не имеющая. Потому что “Белые лебеди” имеют на вооружении крылатые ракеты
Х-55 , с дальностью стрельбы до 2500 км (в самых современных модификациях - до 3500).
То есть, приближаться вплотную к цели им абсолютно не обязательно - запуск ракет может быть произведен с огромного расстояния. При этом сам ракетоносец практически неуязвим для современных ракет ПВО - ведь дальность даже самого совершенного российского комплекса С-500 всего полтысячи километров.
Чтобы, хотя бы, попытаться перехватить Ту-160М и помешать потенциальному пуску его ракет, Британии и нужны истребители. Но вот беда - на которую и указал эксперт Королевского объединенного института оборонных исследований: радиус действия последних вчетверо меньше, чем у российских машин. 1400 километров против 6 тысяч. То есть, конечно, Typhoon может по прямой пролететь и почти 3 тысячи - но ему ж еще на базу возвращаться надо, его ж не “камикадзе” пилотируют.
Так что, российские машины могут в действительно предвоенной обстановке вовсе и не приближаться к берегам противника - оставаясь от них на расстоянии этак в полторы тысячи километров, безопасных для атаки перехватчиков. А самим в нужный момент пустить смертноносный груз в цель - как только последует команда. Кстати, вышеупомянутых ракет Х-55 Ту-160М может нести 12 штук. А баллистических ракет
Х-15 - вдвое больше, правда, и дальность их около 300 км.
У каждой из них - свои преимущества. “55-я”, крылатая, летит хоть и относительно медленно, 920 км/час - зато на высоте от 20 до 40 метров, огибая препятствия рельефа. То есть, заметить и сбить ее очень трудно. А “15-я”, баллистическая, приближается к земле на скорости в 5 звуковых - то есть, в полтора раза быстрее самого быстрого перехватчика в мире. То есть, тоже трудно уязвимая.
Но главное - на обоих типах ракет могут стоять ядерные боеголовки. Да, всего по одной и “всего” по 300 и 200 килотонн соответственно. Но, вообще, чтобы “уполовинить” 300 тысяч жителей Хиросимы, американцам хватило всего-навсего 20 кТ ядерной взрывчатки…
Посему, что бы ни вещал британский премьер Кэмерон относительно “спокойной реакции” на полеты российских стратегических бомбардировщиков, - иметь такую реакцию смогут лишь те англичане, которые имеют под рукой неплохой противоатомный бункер. Ну или кто живет подальше от крупных промышленных и военных объектов.
То есть, конечно, согласно многократным заявлениям российской стороны, Ту-160М во время своих полетов на борту ядерного оружия не несут. Но, с другой стороны - а кто это может проконтролировать? А,главное - поручиться, что это “отсутствие” не закончится тогда, когда НАТО начнет слишком уж рьяно “бряцать оружием” перед нашим носом? То ли в связи с украинским кризисом - то ли “просто так”, “во имя общечеловеческих ценностей”, понимаемых, как неприкрытый диктат Вашингтона с союзниками над остальным миром.
В начале 80-х в СССР была популярна следующая история - о том, как удалось заставить Вашингтон не размещать в Европе свои ракеты “Першинг”. Дескать, когда ситуация зашла в тупик - Москва приказала части советских атомных подводных лодок всплыть вблизи американского побережья. В нейтральных водах, естественно. Там их, также естественно, тут же окружили корабли США.
Тем не менее, эффект был потрясающий - американская пресса заговорила о “советской угрозе”, ТВ показало картинку грозных подводных крейсеров, с десятками ракет, нацеленных на города “цитадели демократии” - и масса простых американцев осознала, что Европа с их ракетами - это не очень-то и далеко. В итоге СССР и США удалось заключить договор об ограничении ракет средней дальности в Европе.
Правда это или нет - сказать сложно. Но даже если эта “сказка - ложь”, то в ней намек. И, как знать - быть может, сходный эффект будет наблюдаться и ныне? Особенно, с учетом того, что европейцам уже до чертиков надоела Украина и ее растущие проблемы. А уж когда эти проблемы угрожают неприятностями самим странам ЕС - самое время серьезно над этим задуматься.
Так что, значение регулярных полетов нескольких российских ракетоносцев не только в чисто военном факторе. Просто европейцам этим доводится до сведения нехитрый месседж: “Мы мирные люди - но наш бронепоезд стоит на запасном пути”. Месседж куда более доходчивый благодаря тому, что пресловутый “воздушный бронепоезд” регулярно мелькает в новостях западных СМИ.
via