Оригинал взят у
historian30h в
Кулацкая кабала сегодняВсе уже было до нас.
Мало, кто понимает, что человеческое общество в рамках одной и той же формации существует в рамках одного и того же комплекса закономерностей вне зависимости от того, есть уже айфон, или пока только лобогрейка.
Вот я, как историк, сегодня исследую феномен российского кулачества. Кулак держал русскую деревню в жесткой кабале. Как это происходило?
1)Половина населения деревни - бедняки, которым позарез нужна работа, чтобы банально прокормиться. Своего хлеба они не производят в достаточном количестве, - или земли мало, или лошади нет, или плуга нет, или семян не хватило, или сил нет (больной или пожилой мужик, баба с детьми без мужика). Монополия на работу всего лишь у нескольких кулаков, скажем у пяти на сто дворов. На весь год кулак нанимает всего лишь 1-2 работников, а остальных лишь в сезон. Потому за работу у кулака бедняки давятся, готовы работать за стол и копейки. Монополия на найм у кулака в условиях сельской безработицы - это кабала.
Есть это сегодня? Есть.
2)Крестьянину самому торговать с городом особого смысла нет. Ну получил 3-4 мешка зерна излишка, - не ехать же с этим в город, да и большинство российских сел в начале прошлого века были слишком далеко от городов, по тому транспорту особенно. Ехать за бутылкой керосина, за куском ситца тоже себе дороже. Потому в деревне есть посредник-монополист - тот же кулак.
1990-е гг. нас несколько разбаловали, когда кругом было полно мелких частников-торговцев, но на наших глазах торговые сети разоряют мелкого частника и затягивают петлю вокруг потребителя. В оптовой торговле монополия сформирована уже давно, нам говорят: "Жрите суррогат", и мы жрем, т.к. выбора нет. Еще немного и покупать будем только у монополистов, в торговых сетях.
2)Крестьянину срочно понадобились деньги, или семена, или лошадь, или техника какая, он шел к кулаку на поклон и брал на любых условиях. Условия были кабальные, но брать было больше не у кого.
Ипотеку не напонимает? Современную форму кредитной кабалы не напоминает? Форма другая - кабала та же.
Капитализм - это прежде всего возможность владельца капитала иметь прибыль, закабаляя любого, кто обратиться за работой, за ссудой, за товаром. Капиталист имеет монополию на рабочие места, на торговлю, на финансы. Жить захочешь - придешь к нему. Это не так устроен мир, - это такая система, созданная специально, чтобы владелец капитала стриг купоны, сам не работая.
Большинство думает, что капитализм закабаляет только работника. Нет, он ровно также закабаляет мелкого предпринимателя.
Схема такая. Я хочу открыть торговлю, скажем, понтиками. В городе существует только пять торговых центров, где эти понтики будут покупать в необходимом количестве. Выбора у меня нет, - я прихожу к владельцу торгового центра, настоящему капиталисту. Его менеджер мне говорит: "Мы работаем только с предпринимателями на франшизе". Я знаю, что в стране только пять крупных оптовиков понтиков, которые заключают договор по франшизе. У меня выбора нет, я прихожу к одному из них. Мне ставят условия: сразу закупить полный ассортимент продукции и постоянно поддерживать весь его спектр, вне зависомости от того, что у меня продается и в каком количестве. Цены - какие укажут. Оборудование и реклама, какие укажут. Регулярная отчетность. Это кабала №1. Кабала торгового посредника. Вспомнили кулака, продающего крестьянину соль и керосин?
У меня разумеется не хватает капитала, продавец франшизы прелагает взять кредит у "своего" банка. Это кабала №2. Кабала банка. Вспомнили, как кулак одалживал крестьянину семена или лошадь?
Я вложился в оборудование, завез товар, после этого уйти из торгового центра или перейти в другой крайне разорительно. Это кабала №3. Кабала работодателя. Вспомнили, как батрак упрашивает кулака нанять его для работы?
Жизнь сильно изменилась. Современный батрак ходит в джинсах и мучается в пробках на своей или взятой в кредит машине. Но осталась кабала места работы, кабала ссуды, кабала торгового посредника. Остался капитал. Остался кулак. Остался капитализм.
Скоро 40 дней, как повесилась моя знакомая ипэшница с четвертьвековым опытом предпринимательства. Она всю жизнь считала себя капиталистом, но оказалась батраком капитала.
С вами был историк Алексей Сергеев, индивидуальный предприниматель, кулак для работников, батрак для торговых центров, банков и оптовиков.