Оригинал взят у
maysuryan в
Троцкистско-сталинская идиллияВсе, конечно, помнят, кто из деятелей ВКП(б) скончался в этот день в 1953 году. В связи с датой приведу вот этот рисунок карикатуриста Константина Ротова с обложки журнала "Крокодил" за декабрь 1925 года, то есть без малого 90-летней давности. Рисунок интересен тем, что на нём Иосиф Виссарионович и лидер левой оппозиции Лев Давидович изображены аки два голубка в качестве товарищей по общему революционному делу.
Как видим, Лев Давидович трудолюбиво вкручивает в патрон лампочку Ильича, в то время как Иосиф Виссарионович рядышком нагружает лопатой тачку. Тов. Троцкий - в халате и ботиночках электрика, тов. Сталин - в рабочих сапогах и фартуке. Ему помогает Феликс Эдмундович. Чуть выше дедушка Калинин раздаёт указания работающим. Ещё выше глава Коминтерна Григорий Евсеевич Зиновьев, зажав в зубах длинный гвоздь, прилежно стучит молотком, предсовнаркома Алексей Иванович Рыков передаёт кирпич Льву Борисовичу Каменеву, а тот собирается его уложить. Выше всех орудует мастерком Вячеслав Михайлович Молотов. В центре нижнего ряда - Николай Иванович Бухарин тащит на спине кирпичную стопку...
Разные мысли возникают при взгляде на эту картинку. Сейчас уже трудно поверить, что в единой РКП(б) могли если не совсем мирно, то хотя бы легально уживаться столь разные люди, вожди тогдашнего право-центристского большинства и левой оппозиции. Другая мысль: и понадобилось же зачем-то советским "пролетарским якобинцам", как называл их Ленин, доводить борьбу между собой вначале до арестов и ссылок, а потом и до пуль и ледорубов. И чего ради, спрашивается? Чтобы вместо изображённых на картинке идейных революционеров, прошедших аресты, тюрьмы, ссылки, и занимавших Московский Кремль 90 лет назад, там поселились нынешние булкохрусты-реставраторы?
Верно, такова уж была неумолимая логика истории. Как говорил сегодняшний покойный, "история нашей партии (и не только история нашей партии) учит, что логика вещей сильнее логики человеческих намерений". Говорил он это именно о борьбе большинства ВКП(б) и троцкистов.
Однако, с другой стороны, тут можно найти и некоторое утешение. Истории потребовались термидорианцы, брюмерцы, потом реставраторы-булкохрусты - и эта мастерица-рукодельница бестрепетно взяла имевшийся и совсем неподходящий человеческий материал, принялась за дело и невозмутимо слепила из конфетки г...о получила из него ровно то, что требовалось. Но, значит, когда ей в очередной раз понадобятся революционеры, она уж их непременно найдёт. Хотел бы я только знать - где?.. :)
P. S. А вот похожая картинка другого художника - Константина Елисеева, спустя два года, в октябре 1927-го. И тема похожая - стройка. И персонажи изображены практически те же. Но как же всё разительно изменилось, с точки зрения официозного художника! Правда, Сталин (тут он сам на себя непохож) по-старому трудолюбиво орудует мастерком и раствором. Теоретик Бухарин деловито сверяется с генеральным планом стройки. Рядом трудятся Рыков и Молотов. Всесоюзный староста Михал Иваныч согнулся под тяжестью кирпичей, которые тащит наверх. А вот внизу картина другая... Хотя оппозиционеры пока и не сняли с себя рабочих фартуков, но работать они явно не жаждут. Перекур! Топор, пила, мастерок и прочий инструмент побросаны на землю. Нахлобучив на глаза кепку, лениво развалился в бочке от раствора Зиновьев, держа в руке папироску. Лев Борисович Каменев тоже курит. Лев Давидыч читает какую-то свою оппозиционную писульку... "Всякому - своё. Одним - работа, другим - дискуссия", - назвал свою карикатуру художник. Такая картина явно не предвещала ничего доброго...