Оригинал взят у
chern_molnija в
100 лет назад Гаврила Принцип застрелил Франца-Фердинанда Убийство Франца-Фердинанда - удивительный пример действия, совершенного с определенной целью и достигшего ее, притом что достижение данной цели никак логически не вытекало из этого действия.
Эта история началась задолго до визита наследника престола Австро-Венгрии в Сараево.
После вторжения Османской империи на Балканский полуостров земли, населенные южными славянами, оказались на несколько веков под турецким владычеством. Но всё когда-нибудь кончается.
В XVIII-XIX веках Турция слабела, а Россия, наоборот, усиливалась. Единственной возможностью как-то остановить продвижение русских было объединение в коалицию Турции, Англии, Франции, при потенциальной поддержке Австрии. Крымская война показала, что Великобритания способна сколотить антироссийскую коалицию, с которой нам не справиться. В дальнейшем правительство России учитывало подобную опасность при принятии тех или иных решений, что в определенной степени стоило Францу-Фердинанду головы. Ему и еще 20 миллионам человек. Хотя кто знает...
В 1877-1878 годах в ходе Русско-турецкой войны российские войска при поддержке союзников - румын, болгар, сербов и черногорцев - в очередной раз разгромили армию Османской империи. Был заключен Сан-Стефанский мирный договор, согласно которому, среди прочего, образовывалась Болгария, Сербия и Черногория получали окончательную независимость, а Босния и Герцеговина, населенные сербами и другими южными славянами, становились автономными. С перспективой независимости и дальнейшего присоединения к единому государству южных славян.
Карта Балканского полуострова по Сан-Стефанскому мирному договору.
Вот если бы всё этим и закончилось, возможно, Франц-Фердинанд остался бы жив. Но Англия выступила против договора, который резко усиливал союзников России, а значит и саму Россию, получавшую через них доступ к Средиземному морю.
У Великобритании не было никаких собственных интересов на Балканах. Кроме одного - всячески вредить Россию, которую власти этого гнусного острова, оккупировавшие и эксплуатировавшие полмира, считали потенциальной угрозой своему господству. Кстати, точно такую же политику сейчас проводит Госдеп на Украине.
Великобританию поддержала Австро-Венгрия, у которой как раз интересы на Балканах были очень серьезные. Австрия владела землями, населенными южными славянами - словенцами и хорватами, - и появление Югославии могло вызвать у них желание присоединиться к государству своих соплеменников, освободившись от австрийского господства. Австрия незадолго до этого наблюдала аналогичную ситуацию со своими владениями в Италии.
Поэтому, раз уж Османская империя более не может сдерживать национально-освободительное движение в Боснии и Герцеговине, Австро-Венгрия объявила о желании оккупировать эти земли, а заодно поставить свои гарнизоны на специально для этого выделенной территории, разделяющей Сербию и Черногорию, чтобы не допустить образования Югославии, пугавшей австрийцев не меньше, чем восстановление Советского Союза - американцев.
Перед Россией, только что вынесшей тяжелую войну с Турцией, замаячила перспектива новой войны - против коалиции Англии и Австро-Венгрии, к которым, разумеется, присоединится всё та же Турция, а возможно, и Франция с Германией. Крымскую войну наша страна помнила очень хорошо, поэтому предпочла пойти на уступки.
И вот в 1878 году в Берлине прошел конгресс великих держав, по результатам которого были значительно ущемлены интересы России и ее балканских союзников. Причем мнением болгар, сербов и черногорцев никто не интересовался. В те времена великие державы все вопросы решали между собой, не пытаясь имитировать международное сообщество, которое якобы что-то там поддерживает, а не голосует по свистку, как Руанда. Честнее люди были в XIX веке, чем сейчас.
Берлинский конгресс.
Поставьте себя на место сербов. Вы только что завершили победоносную войну, уже рисовали на карте контуры будущей Югославии, а теперь на пути вашего национального возрождения вместо дряхлой Турции, которую при поддержке России вполне можно бить, стоит мощная Австро-Венгрия. И Россия только что показала, что воевать с австрийцами не поможет. Это был страшный удар по национальному сознанию.
На долгие годы Сербия попала в полную зависимость от Австро-Венгрии, став фактически протекторатом. Правящая династия Обреновичей отказалась от каких-либо претензий на земли, оккупированные австрийцами, в обмен на поддержку Веной своей власти.
Но ведь проблема того, что земли, населенные южными славянами, находятся под австрийским господством, никуда не исчезла. А Гитлера или хотя бы Яроша, который ускоренно провел бы геноцид и насильственную австриезацию Боснии и Герцеговины, тогда не было. Конфликт просто был заморожен на какое-то время.
На рубеже XX века те силы в Сербии, которые выступали за освобождение южных славян и объединение их в Югославию, укрепились настолько, что свергли Обреновичей и установили новую династию - Карагеоргиевичей, которая развернула внешнюю политику от союза с Австрией к союзу с Россией и Францией (раз уж одна Россия за Сербию воевать не хочет).
Тем временем в самой Австро-Венгрии также усилились шовинистические силы. Перед мировой войной все страны обычно исполнены оптимизма относительно своих возможностей усилить влияние в мире. Забавно, но буквально накануне краха 1939 года Польша требовала выделить себе какую-нибудь колонию в странах третьего мира. Она ведь тоже великая держава :-)
Режим оккупации Боснии и Герцеговины перестал устраивать австрийское правительство, и в 1908 году оно объявило об аннексии этих земель. Можете представить, как к этому отнеслись в Сербии.
Радикальные сербские патриоты решили развязать террор против австрийской администрации Боснии, убив губернатора. Но что-то там не заладилось, и тогда решено было убить наследника престола Австро-Венгрии Франца-Фердинанда, который вознамерился посетить Сараево - столицу новой провинции.
На суде Гаврила Принцип сказал, что его цель - объединение всех южных славян в единое государство, свободное от Австрии, а средство достижения этой цели - террор.
Ну а теперь подумайте: ну как убийство наследника австрийского престола Франца-Фердинанда могла привести к созданию Югославии? Ну это же логически не вытекает одно из другого. Великие державы давно всё решили, Босния и Герцеговина достаются Австро-Венгрии, а Сербия должна безропотно принять это решение и отказаться от создания Югославии. Она же не великая держава!
Однако, как уже было сказано выше, Сараевское убийство - это удивительный случай достижения поставленной цели, вроде бы никак не вытекающей из совершенных действий.
После того как несовершеннолетний сербский гимназист произвел из своего браунинга два выстрела, убивших наследника австрийского престола и его жену, Австро-Венгрия предъявила Сербии унизительный ультиматум, который был принят только частично. Поэтому, убедившись, что Германия поддержит, Вена объявила Белграду войну. И вскоре великие державы миллионами истребляли граждан друг друга. Те самые великие державы, которые за 36 лет до этого решили судьбу сербов и Югославии, не поинтересовавшись их мнением. И в этом пламени сгорела великая держава Австро-Венгрия.
В октябре-декабре 1918 года в результате объединения славянских земель бывшей Австро-Венгрии с Сербией и Черногорией было создано единое государство южных славян (тогда называвшееся Королевство сербов, хорватов и словенцев). Цель Гаврилы Принципа была достигнута, правда он этого уже не увидел - он умер от туберкулеза в австрийской тюрьме 28 апреля 1918 года в возрасте 23 лет. Впрочем, он готов был отдать жизнь за будущую Югославию, не рассчитывая увидеть ее.
Югославия, возникшая наперекор великим державам, и в дальнейшем старалась избежать их влияния, возглавив Движение неприсоединения - группу стран, не примкнувших ни к американскому (капиталистическому), ни к советскому (социалистическому) блоку. Но не поддерживать ни одну из сторон можно только до тех пор, пока стороны две...
В 1990-х годах биполярная система мира рухнула, и ни от кого вроде бы не зависевшая Югославия была последовательно уничтожена всей мощью нового, монополярного мира. В конечном счете великие державы всегда берут свое.