Практика воссоединения: о качестве продуктов питания в ТС и Евразии.

Jan 03, 2014 02:14

         
          Межгосударственные визиты глав государств освещаются гораздо подробнее, чем тихая, порой вовсе незаметная работа учёных и специалистов по метрологии и стандартизации. Однако это совсем не значит, что важность этой работы пропорциональна вниманию прессы. Более того, это сама суть интеграционных процессов на евразийском пространстве.
Особую важность занимает процесс выработки единых технических регламентов для пищевых продуктов в Таможенном союзе, ведь их разработка усложняется различным состоянием национальных пищевых стандартов в Белоруссии, Казахстане и России.

И если вас, дорогие читатели, интересует вопрос, какими будут пищевые стандарты в Евразии, то предлагаю его обсудить.
«Стандартные» качели

Крах СССР и переход постсоюзных республик на рыночные рельсы не мог не отобразиться на состоянии пищевых стандартов. Практически везде они стали жертвой погони за прибылью, подаваемой под соусом либерализации.



Вначале государственные стандарты задрожали под напором национальных стандартов, разрабатываемых в каждой республике,  затем столь привычные старшему поколению ГОСТы стали размываться различными техническими условиями (ТУ), разрабатываемыми предприятиями с последующим государственным утверждением, а следом и вовсе, фактически, был упразднены, став необязательными для применения.

Так, на Украине только в период с 2006 до 2010 годы Госпотребстандартом были отменены свыше 3,5 тысяч советских государственных стандартов под предлогом гармонизации украинских стандартов с европейскими.  Аналогичная участь постигла ГОСТы в Российской Федерации и Казахстане.

Вступление же в ВТО вынуждает и вовсе гармонизировать свои национальные стандарты. Так, Украина приводит национальную систему технического регулирования к европейской модели, что, фактически, означает капитуляцию национального производителя перед иностранными конкурентами и сдачу своего рынка иностранному производителю.

Номинально «стандартные» реформы должны были улучшить качество как продуктов питания, так и промышленных товаров, но в действительности ничего, кроме хаоса и резкого падения качества продукции, не наступило.

Примечательно, но Россия в деле стандартизированного «реформирования» упрямо наступала на те же грабли, что и Украина.

Уклонилась от хаоса только Белоруссия, ставшая единственной республикой, отказавшейся от реформирования системы национальных стандартов, полученных в наследство от СССР. Формально советские ГОСТы поддались ребрендингу и были переименованы в «Стандарты Беларуси» (СТБ). Реально же их содержание осталось прежним, а если верить белорусским чиновникам, даже было ужесточено.
И грянул гром

Фактически национальные рынки были сданы иностранным производителям, а также ушлым предпринимателям, разработавшим свои ТУ. В дополнение ситуация усугубилась развалом системы санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля и валом контрафактной продукции.

Вдаваться в аспекты производства пищевого фальсификата нужды нет, но заостриться на определённых аспектах всё же стоит.

Самоустранение государства от контроля за пищевиками вылилось в их повальное увлечение пальмовым маслом и пищевыми добавками в ущерб качеству готовой продукции. В самом пальмовом масле нет ничего плохого, в Индонезии и Малайзии его едят веками. Однако безопасность предполагает его изготовление и доставку на предприятия пищепрома в строгом соответствии с санитарными нормами.  К сожалению, единого стандарта качества масла, применяемого предприятиями ТС, нет. Более того, стандартом (если ирония в данном случае уместна) стало применение в пищевой промышленности масла, качество которого непредусматривает такого использования.

Так, в 2012/2013 маркетинговом году (с октября по сентябрь) суммарный объём импорта пальмового масла Украиной, Россией и Казахстаном достиг наивысшего показателя за последние 5 лет - 0,92 млн тонн (против 0,7 млн тонн годом ранее).  Только в РФ импорт вырос более чем на треть.



Источник данных

Особняком стоит Украина: республика практически прекратила импорт сырого пальмового масла. Вместо него импортируются уже готовые продукты его переработки. Сколько их реально было ввезено за 2012/2013 год - пока неясно. Очень приблизительно - не менее 200 тыс. т, а скорее всего - около 230-250 тыс. т.

Бороться с импортом пальмового масла, похоже, никто не спешит: Евразийская экономическая комиссия даже снизила ставку импортной пошлины пальмового масла на территорию Таможенного союза.  Причина - его дешевизна и недостаток пищевых жиров животного происхождения.

Качественно выделяется только Белоруссия, где, судя по статистике, действительно, использованием пальмового масла в пищепроме не увлекаются.
От частного к общему: единые стандарты для Союза

Реанимировать советские ГОСТы или же разрабатывать новые технические стандарты отдельно в каждой республике Таможенного союза никто не будет. Стандартизация более не является сферой ответственности национальных органов и передана в ведение межгосударственным техническим комитетам по стандартизации. А в них работа уже кипит.  Национальные стандарты будут постепенно вытесняться межгосударственными стандартами, именуемыми Техническими регламентами Таможенного союза (ТР ТС).

Пока ситуация в пищевой унификации обстоит примерно следующим образом: второй год подряд главную роль в разработке межгосударственных стандартов играет Росстандарт. Например, разработанный, но пока не вступивший в действие техрегламент на молоко и молочную продукцию представлен в ЕЭК Минсельхозом России. В настоящее время упомянутый техрегламент проходит стадию публичного обсуждения, а введение техрегламента по мясу и мясной продукции отстрочено до конца 2015 года. То есть время на обдумывание и шлифовку стандартов, подготовку к их внедрению есть.

И тут крайне актуальным является следующий аспект: национальные стандарты какого члена ТС в дальнейшем будут использованы в качестве основы для разработки союзных технических регламентов?

Как упоминалось выше, в Белоруссии не только сохранены советские ГОСТы, но и руководством республики требуется их беспрекословное соблюдение, так как именно качество является главным конкурентным преимуществом белорусского пищепрома.  Но производителям России и Казахстана будет стоить большого труда взять планку, поднятую белорусскими коллегами.

Грубо говоря, вопрос стоит так: чем предстоит пожертвовать в межгосударственных технических комитетах по стандартизации - качеством или количеством продукции? И нужно ли жертвовать?
Домашнее пищевое задание России и Казахстану

Полагаю, выход из сложившейся ситуации может быть таким: разработанные технические регламенты ТС являются базовыми требованиями к качеству продукции, и их соблюдение для товаропроизводителей является обязательным. Но белорусы эти базовые требования соблюдали и ранее. Фактически, пищевые техрегламенты являются неким «домашним заданием» для РФ и РК по подтягиванию своего пищепрома до необходимого уровня качества. И когда он «подтянется», необходимо будет ужесточать стандарты, доводя их до уровня белорусских.

Во-первых, это позволит обеспечить граждан ТС качественными продуктами питания без ущерба кому-либо из союзных товаропроизводителей. Во-вторых, дальнейшее ужесточение техрегламентов даст потенциальную возможность для отсечения иностранных товаропроизводителей от рынка Таможенного, а далее и Евразийского союза. И наоборот, переход тех же украинских производителей на ТР ТС станет первым шагом по втягиванию их в союзную орбиту.

Для достижения данных целей необходимо не только помочь предприятиям при внедрении стандартов и модернизации производства, но и проконтролировать эффективность их работы. Препятствием для этого является ВТО, а потому рано или поздно придётся решать, как быть с членством в этой организации для тех, кто уже в неё вступил, и для тех, кто пока к ней не присоединился. Альтернативой выходу может стать поиск легальных путей для саботирования требований соглашения в части субсидирования пищевиков.
Мораль

Пока человечество не продвинулось вперёд со своими пищевыми экспериментами, вопрос качества того, что мы едим, будет актуален. Ведь трижды был прав Гиппократ, изрёкший: «Мы есть то, что мы едим».

И коль мы провозглашаем человекостроение своей главной задачей, придётся решить проблему не только духовной, но и физической пищи. Давно пора заставить существующую модель санитарного, ветеринарного и фитосанитарного контроля работать эффективно. Начать можно с того же пальмового масла - предложить импортёрам более жёсткие стандарты качества. А также подумать над идеей государственной монополии по его закупке. Возможно, монополия тоже не всегда будет обеспечивать соблюдение стандарта, но бороться с нарушениями станет куда проще.

У нас слишком масштабные цели и крайне мало людей для их осуществления, а значит, пора снова относиться к продовольствию как к вопросу национальной (союзной) безопасности.

Источник: "Однако", Стандартизированное будущее: к унификации пищевых стандартов в Евразии

УКРАИНА, КАЗАХСТАН, СССР, СТАТИСТИКА, РОССИЯ, СТАНДАРТЫ, ДЕГРАДАЦИЯ, ИНТЕГРАЦИЯ, БЕЛОРУССИЯ, ЕДА

Previous post Next post
Up