КУЛЬТУРТРЕГЕРСКОЕ. Папонты бродят в маморотниках. Пролог № 2

Mar 15, 2018 13:27






Фотография из интернета

Всё лето 1993-го года я училась на языковых курсах в беэршевском Бейт Яцив и дважды в день проходила мимо этого заброшенного здания на выжженном солнцем заброшенном участке, большом, удобном - просто мечта садовода.
Всё лето и ещё три года, которые мы прожили в Беэр-Шеве я то и дело говорила мужу, что с удовольствием купила бы этот дом.

Мне нравится израильская архитектура османского периода. Турки строили из натурального камня, что должно было сохранять в домах прохладу летом и относительное тепло зимой. Мне нравились и нравятся все эти арки, стройные колонны, удлинённые окна. Я хотела бы жить в таком доме, хотела бы разбить сад и огород на таком участке.
Но дом продаже не подлежал: он был собственностью муниципалитета, являлся историческим зданием, частному лицу такой дом никто не продал бы.

Здание это турки построили в не самое удачное время - в 1914 году, - для сельскохозяйственной школы, в которой предполагалось учить бедуинских детей, чтобы привлечь бедуинов к сельскохозяйственным работам.




Но разразилась Первая мировая война, Османская империя приняла в ней участие, стало не до учёбы, и в школе устроили больницу под эгидой Красного Полумесяца.
Большую часть пациентов больницы составляли больные инфекционными заболеваниями, в следствие чего она славилась высокой смертностью. Турецкие военнослужащие шли на любые ухищрения лишь бы избежать госпитализации в ней.







Но время всё расставило по местам: в 1917 году англичане вытеснили турок из Израиля, здание снова стали использовать в качестве школы для детей бедуинов.
На первом этаже расположились классы для мальчиков.
Девочки учились на втором этаже, куда попадали через задние двери.

В 1932 году школа вновь приобрела сельскохозяйственный уклон.
Практически весь контингент учеников составляли дети из семей, приближенных к властям, и детей наиболее влиятельных бедуинских кланов, за что школа получила прозвище Школы для детей шейхов.
Один из первых географов и краеведов Израиля Йосеф Бреслави, посетивший школу в 1946 году, был впечатлён проводимой воспитательной и образовательной работой с детьми бедуинов, особенно отметив успехи в развитии навыков сельскохозяйственного труда и в изменении их традиционного повседневного поведения.
Я отношу этот вывод уважаемого краеведа на счёт его доброжелательности и некоторого, может быть, идеализма, заставляющего людей видеть не совсем то, что предстаёт перед их глазами, потому что мой нынешний опыт проживания в Негеве говорит мне, что старания привязать бедуинов к работе на земле остались втуне: они были скотоводами-кочевниками, ими и остались.
По сути дела, англичане с помощью этой школы сдерживали бедуинов: дети шейхов являлись заложниками властей, и этот статус давал властям некоторую фору в отношениях с бедуинскими кланами.

Но и английскому мандату пришёл конец, англичане покинули Израиль, разразилась Война за Независимость, и, пока новоиспечённый граждане новоиспечённого государства Израиль не выбили египтян из Беэр-Шевы, в здании располагался штаб египетских войск.

В 1949 году здание бывшей школы стало армейской гостиницей - "Бейт а-Хаяль" - и пребывало в этом статусе до 1979 года.
Затем гостиницу закрыли, а здание внесли в проект Парка науки.

Именно поэтому я могла только мечтать о таком доме - его судьба была предрешена задолго до моего приезда в Израиль.

Проект Парка науки очень долго оставался всего лишь проектом, но рано или поздно осуществляются все проекты - хорошо, не все, но многие! Этот проект осуществился, и теперь в здании бывшей школы для детей шейхов расположился Музей Науки и Техники.

На следующей фотографии можно видеть этапы превращения старого здания и территории возле него в красивый и интересный культурный объект.




А вот результат усилий множества людей:











Павильон, посвящённый лазерной технике




Павильон, посвящённый электричеству




На территории парка расположены различные аттракционы, которые интересны детям: машина, демострирующая механизм возникновения гармонических колебаний, например; маятник Фуко, ксилофоны из натурального камня - к сожалению, у нас была очень насыщенная программа, и я не успела сделать фотографии этих объектов. Но судя по тому, как радостно там носились дети (какой-то класс привели на экскурсию), то парк стоит того, чтобы сводить в него своих детей и приятно, с толком, провести там свободное время.

Продолжение следует

ОГЛАВЛЕНИЕ. КУЛЬТУРТРЕГЕРСКОЕ




Оригинальный пост находится здесь https://leon-orr.dreamwidth.org/1460442.html. Включена возможность комментариев, если вы залогинены в ЖЖ.

израиль, культура, без политики

Previous post Next post
Up