Заметки об арабском менталитете

Jun 04, 2021 00:09


 Поддаваясь на весьма немногочисленные, но настойчивые просьбы моих коллег по ЖЖ написать свои соображения по этой теме, все же собрался с мыслями, духом, настроением и решил сдержать свое обещание.

Заранее должен оговорить (дисклеймер по-нынешнему), что изложенные тут мысли не имеют цели оскорбить арабов, поскольку я - категорический противник обобщений. Кроме того, нет никакой связи между тем фактом, что я еврей и израильтянин и арабо-израильским конфликтом. Не испытываю ненависти к арабам. Я пишу про арабов, которые являюмся гражданами Израиля. Менталитет арабов, живущих по другую сторону границы, мне не известен, но я вполне допускаю, что он не сильно отличается.

Пост создан исключительно на основе личного тридцатилетнего опыта проживания в Израиле и не претендует на абсолютную истину.

Пост может дополняться новыми соображениями.

Итак, менталитет арабов сформировался в ходе многовековой истории, причем участие самого государства Израиль, который поднимает общую культуру посредством внесения в общество западного менталитета, имеет достаточно недолгое влияние.

Нужно заметить, что арабский менталитет в корне отличается от обще-европейского с его базовыми ценностями, как гуманизм, верность данному слову, интерпретация фактов, отношение ко лжи, уважение к чужому времени, вежливость и т.д.

По-немногу упорядочу свои соображения:

1. Интерпретация действительности, МИФЫ:



Арабы интерпретируют действительность исключительно через призму своего личного отношения к проблеме, находясь в полной и абсолютной убежденности в своей правоте. Особенно ярко это проявляется, если у араба есть какая-то проблема, затрагивающая его лично. Он создает свою версию произошедшим событиям и начинает в нее верить, причем искренне.

Со стороны ты видишь, что человек напротив тебя врет, но при этом убежден, что так и было. Враньем это уже назвать нельзя, ибо это уже из других координат восприятия пары «правда-ложь».

Западный менталитет проводит четкую линию между двумя полюсами «правда-ложь», у арабов же она исчезает и где правда, а где - ложь уже не совсем понятно. Точнее - это какая-то смесь, вычленить из которой хоть одну составляющую крайне трудно, ибо что есть факт против ВЕРЫ?

Из своеобразной интерпретации действительности (фактов) плавно вытекает отношение к правде/лжи.

2. Отношение ко лжи

у арабов крайне своеобразное, ложь является нормой и легитимной чертой арабского менталитета.  Я могу отметить два вида лжи:

2а. -  ложь бескорыстная по причине вежливости, дабы угодить собеседнику.

Живой пример 1: давным-давно, когда еще не было мобильников, звоню я в адвокатскую контору, где персонал - арабы, и прошу соединить меня с самим адвокатом. Секретарша мне вежливо объясняет, что адвоката сейчас нет, но будет минут через десять. Я перезваниваю через 15 минут и получаю ответ, не менее вежливый и даже участливый, что да-да, сейчас он будет. Я решаю подождать и звоню  еще через 15 минут. В итоге я получаю известие, что адвокат еще только собирается выезжать из Тель-Авива и дорога до Афулы возьмет еще час с лишком.

Живой пример 2: звоню как-то в автогараж и прошу позвать главного механика по поводу предложения цены на починку моего авто. Гараж, естественно, арабский.

- Позовите, пожалуйста, Ваиля.

- Алло, это Ваиль.

- Привет, это Ваиль? (в сомнении, ибо голос Ваиля я знаю)

- Да-да, Ваиль, что-то надо?

- Да, Ваиль, сколько будет стоить починка машины?

- Сейчас позову...

2б. - ложь для выгоды  и непосредственно подчиняется тому, выгодна ли правда ее носителю или вредна.

Ярким примером могут служить договоренности, заключенные при участии арабов:

любой договор (даже письменный) будет соблюдаться арабской стороной пока этой стороне ВЫГОДНО. Договор будет нарушен сразу, если арабской стороне станет невыгодно его соблюдать или более того - выгодно его нарушить. Отсюда происходит вероломство и неуважение к подписи в договорах, красноречиво выраженное в известной фразе:

«подпись не стоит больше той бумаги, на которой она стоит».

Отсюда же следует национальная черта - нравственность лжи:

Если араб, имея возможность обмануть, чтобы получить выгоду, обманул - это нравственно, и общественное мнение поддерживает его, ибо обманутый - «фраер», «лох» и, конечно, его не жалко, ибо тоже мог бы обмануть, но не удалось.

Все, что подчинено достижению цели (выгоды), нравственно.

3. Гуманизм vs "горе побежденным"

Гуманизм - определение не очень понятное классическому арабскому менталитету. Исходя  из предыдущей аксиомы о нравственности лжи, не трудно убедиться, что пострадавший заслуживает не сострадания, а презрения. Расширяя трактовку о проигравшем/выигравшем, приходим к выводу, что сила - это добродетель, а слабость - нет.

Стоит показать слабость, уступчивость, готовность к компромиссу, как природный инстинкт охотника подает сигнал: противник предлагает компромисс, значит ослаб, следовательно надо или добить его или выдвинуть тяжелейшие для него условия. Понятное дело, что реальность может быть далекой от представления самого араба, и положение противника вообще выигрышное, но тут надо вспомнить пункт 1.

Подтверждением п.1 , в частности,  служит празднование Египтом победы над Израилем в войне Судного дня (1973). Это приблизительно так, как если бы Япония праздновала победу во 2-й Мировой над СССР или США (или обеими).

4. Отношение к силе

у арабов очень уважительное. Силу арабский менталитет и боится и уважает одновременно. Особенно, если сила грубая,  жестокая и бескомпромиссная. Никаких уступок. Тогда арабы будут считать тебя выше их, будут почитать и ждать момента, когда ослабнешь, чтобы подмять тебя. И это даже скорее не европейский реваншизм, а симбиоз накопленного реваншизма с простым ближневосточным житейским постулатом: если не я, то кто? Все крайне честно: ты проиграл, мое дело - перерезать тебе горло.

Поскольку арабы уважают силу, то араб-одиночка - не боец. Это не герои греческих мифов, европейских эпосов, это - масса нулей, вдруг ставшие силой, причем в силу самовнушения (см. п.1). Даже в стае своей арабы крайне трусливы, и если против них выйдет бесстрашный боец, а того лучше - берсерк, то от толпы героев группового разбоя не останется следа.  Арабы очень впечатляются от неистовства, крайней ярости, проявлений бешенства в потасовках, хотя и сами непрочь изображать подобное, но выглядит это наигранно и скорее призвано завуалировать страх.

Поскольку трусость является органической частью арабского менталитета, то одним из вариантов мщения является стукачество, причем тут же и на твоих глазах.

Живой пример 3: как-то мне надо было подойти в цех к отцу, но я тут на моем пути встал бригадир-араб, который в грубой форме потребовал убраться, не обращая внимание на объяснение. Пришлось задействовать пару угроз самого неприятного свойства, типа « я тебя оттренаю и закопаю» , как тут же он побежал жаловаться начальству, размазывая слезы и сопли.

Другим вариантом мщения, даже не целенаправленного против кого-то, является умышленная порча имущества.

Вполне обыденное явление, когда в новом сданном после постройки доме, новоселы обнаруживают забитые тряпками стояки или пробитые гвоздями канализационные трубы.

5. Отношение ко времени

- особая черта изморенного ближневосточной жарой народа, который живет в своем мире, никуда не спеша. Время не материально, хотя, как вода, течет мимо. Отношение ко времени в арабском менталитете, как у стоящих часов - точность потрясающая, но пару раз в сутки. Крайне редко что-то делается во-время. Оценка времени исходит из чисто субъективного представления без желания осмыслить реальное положение дел или просто наугад - из вежливости и с неразрывным аттрибутом - тем, что у европейцев называется «вранье».

См. Живой пример 2.

Помимо этого, носители арабского менталитета зачастую неспособны просчитать ближайшее будущее. В ходе последних беспорядков, вызванных призывом ХАМАСа к восстанию, местные арабы разгромили в т.ч. объекты инфраструктуры - такие, как светофоры на выезд из их городов/деревень.  Дальнейший выезд на перекресток крайне загруженного шоссе стал практически невозможным ибо риск бокового удара от мчащейся машины грозит тяжелой катастрофой, что и испытала на себе арабская женщина, своей смертью убедительно доказавшая, что светофоры громить никак не надо.

Эпилог.

Все перечисленные выше признаки арабского менталитета непредсказуемо переплетаются друг с другом в разной комбинации и пропорции, образуя причудливую арабскую вязь.

Мы живем со этим всем, причем вполне мирно на личном уровне, не испытывая никаких неудобств, подспудно понимая, что у НИХ есть свое право думать так и жить в своем мире.

Previous post Next post
Up