Отсюда
https://t.me/sustaincoll/952 Один из основателей неоклассической школы экономики Уильям Стэнли Джевонс в 1865 году выпускает книгу «Угольный вопрос». Экспоненциальный рост потребления угля в Великобритании воспринимался современниками и соотечественниками Джевонса как источник роста экономики страны и основа ее величия. Сам Джевонс дает краткий исторический очерк истории Британии, которая быстро превратилась из средней европейской державы с немногочисленным населением в империю, которая объединяет одну пятую человечества. В связи с этим британская общественность была не на шутку взволнована перспективой «пика угля» . И в это же время распространилось мнение, что научно-технический прогресс эту проблему решит. Падение добычи угля «будет компенсировано новыми способами его использования, более эффективными и более экономичными». Иными словами: более совершенные паровые машины смогут снизить спрос на уголь.
Джевонс пришел к совершенно другому выводу: «Предполагать, что экономичное использование топлива эквивалентно сокращению потребления полностью является смешением идей. Истиной является совершенно противоположное».
Этот контринтуитивный для широкой публики вывод стал известен как «парадокс Джевонса» «Парадоксом» его сам же Джевонс и назвал. Он же сам и предложил решение этого парадокса.
Но, видимо, объяснение Джевонса не удовлетворило экономистов. И «парадокс Джевонса» остался в разряде парадоксов. В 80-е годы 20 века обращение к этой теме привело к появлению «постулата Хаззума-Брукса» , в котором объектом исследования был не только уголь, но энергия во всей экономике вообще. А в начале 90-х годов экономист Гарри Саундерс заявил, что этот постулат Хаззума- Брукса согласуется с неоклассической теорией роста при широком спектре условий.
Но эту работу по разгадке «парадокса Джевонса» экономисты проделали совершенно зря.
«Повышение КПД машин, используемых для совершения работы, ведет к росту потребления топлива» - это на самом деле очень корректная формулировка Второго закона термодинамики. Вы можете за счет повышения КПД вашей машины перераспределить энергию от сжигания топлива: больше пойдет на совершение полезной работы и меньше - на создание энтропии. Но при этом общая энтропия должна увеличиться и вы должны использовать больше этих новых, более эффективных машин.
И мы именно так и поступаем! На производство 1 тонны стали мы тратим 20 ГДж первичной энергии. Это в три раза меньше, чем в 1950 году. Но производим в 6 раз больше стали.
Холодильники , выпускавшиеся в конце 20-х годов потребляли 5КВт-ч в день. Сегодняшние - меньше 1 Квт-ч. Но их в десятки тысяч раз больше, чем сто лет назад.
У Второго закона термодинамики множество разнообразных формулировок. Эта могла бы быть «экономическим» вариантом формулировки Второго закона». И экономисты могли бы гордиться, что их собрат Уильям Стэнли Джевонс благодаря острому уму и наблюдательности, нащупал со своей, с экономической стороны Второй закон. И даже сформулировал его, сам не осознавая этого.
Но экономисты не сделали этого! Кругозора не хватило. После Маркса представители классических школ экономики термодинамику игнорируют!
В результате человечество оказалось в трагикомическом положении. Для одной его половины явление, описанное Джевонсом - «закон» и никак иначе быть и не могло! Для другой половины - это «парадокс»!
Про термодинамику, кстати, сам Джевонс уже, разумеется знает. В это время за бурным развитием термодинамики следит всякий передовой мыслитель. «Механической теорией теплоты (так тогда называли термодинамику) доказано, что работа производимая углем на сегодняшний день не превышает одной шестой того, что уголь способен сделать».
Но к моменту выхода книги - 1865 году - передовая общественность освоила только Первый закон. В основном благодаря Гельмгольцу и его работе «О сохранении силы» Статья Клаузиуса «О различных удобных для применения формах второго начала математической теории теплоты», после которого центром внимания передовой научной общественности становится Второй закон термодинамики, написана в том же 1865 году.