на тему Грабинского

Jun 27, 2007 20:36

В предисловии к двухтомнику поляка Стефана Грабинского "Саламандра" и "Тень Бафомета" есть достаточно занятная вводная статья, написанная неким Евгением Головиным. Статья больше про магическое мировоозрение, чем собственно про творчество Грабинского. О статье целиком чуть позже, а пока кусок, который зацепил:

"В пространстве романа идет беспощадная борьба огня инфернального и огня небесного, воплощенных в саламандре Каме и «белом маге» Анджее Вируше. В эту борьбу вовлечены «простые люди» - Ежи и его невеста Хелена. Последняя, правда, не так уж проста, в отличие от Камы она являет образ чистой и светлой женственности. Обычная ситуация, шестой аркан таро, молодой человек меж двух женщин: одна - зловещая обольстительница, другая - холодная гордая дева, одна покоряет, другую надо покорить...Ежи - тип вполне современный - не может сопротивляться эротической аттракции Камы и безвольно плывет в чувственный парадиз, теряя в результате невесту и способствуя гибели своего «магического помощника». Это недурная иллюстрация нынешнего положения дел: мужчина утратил магическую силу, т. е. натуральную, независимую активность своего бытия. Мужское желание должно создавать свой объект, а не отдаваться приманкам, сколь бы привлекательны они ни были. Никакая эрудиция, никакое «тайное знание» не заменит утраченной силы, делающей мужчину мужчиной, а неофита магом."

По-моему это одно из выражений глобального метафизического гендерного кризиса, что на банальном языке выражается примерно как "мужики нынче не те". Меня в последнее время слегка напрягает одна особенность поведения знакомых персонажей мужского рода - причем достаточно молодых и нон-конформистки настроенных. Женившись, либо приняв решение о женитьбе, они так яростно при каждом удобном и неудобном случае начинают поминать "жену", что создается ощущение жуткой неуверенности и желания спрятаться за этим статусом от внутреннего шторма. Словно, если скажешь три тысячи раз "я женат", то и сам в это поверишь. Причем, жена как правило перестает называться по имени, словно при выходе замуж она его утратила, стала безликим приложением... Или это для мужчины примерно такой же способ ощущения своей социальной успешности, как для женщины рождения ребенка? Я больше ничего не могу, и непонятно мог ли вообще, создать новую сущность, открыть новый мир, подчинить Вселенную своей воле, пусть на секунду, но зато я женат, смотрите люди, я еще мужчина...

гендер

Previous post Next post
Up