Sep 10, 2017 18:36
Я вот тут задумался о серьезных вещах, что со мной в принципе бывает не так часто. Чорт побьери, как-же появляются процессы.
Некоторое время назад я писал подобное, коротенько:
"В начале было Слово. В смысле сначала был человек, который решил сделать всем удобно. Этот человек даже придумал как. Он подробно это как расписал, и так родился процесс. Все попробовали, некоторые по собственной воле, некоторые по принуждению. И решило большинство, да, таки удобно.
Но, кто то из наверхустоящих посмотрел на это, и решил сей маленький, удобный процессик улучшить. И улучшил. Процессик стал побольше, и чуть менее удобный для всех, кроме того, человека, который его улучшил. Процесс улучшения процесса продолжался и продолжался бесконечно. Каждый начальник, которых, как известно, в среднестатистической компании чуть менее чем over9k, улучшал и улучшал наш маленький удобный процессик, и в результате тот превратился в монстра. Который вместо того, что бы создавать удобство стал причинять обратное. И никто не роптал, потому что "Тут так принято". В результате, вместо производства, компания занимается процессом.
Если переводить на привычный большинству читателей язык - есть компании в которых сотрудники делают игры. А есть компании в которых сотрудники выполняют задачи. Почувствуйте разницу.
Кстати, о процессах, процессиках и компаниях. Если кто знает ответ на вопрос "Кто придумал, что процессы принятые в компании, основным производством которой являются автомобили (например) применимы в компании по продаже авиабилетов в интернете и сумел в этом убедить всех?", сообщите мне пожалуйста. Я бы познакомился с этим человеком, он наверное гений. В отличие от тех, кто его послушал и принял это на веру."
_____
Вы прочитали мысли молодого и глупого меня, но сейчас уже немолодой, но все еще глупый я решил пойти дальше.
Процессы придумывают люди с хуевыми soft skills. А делают они это по очень простой причине - люди, сука, сложные. Зачем с ними общаться, договариваться или вообще вести какое общение, когда можно придумать необходимый статут.
Вся человеческая история учит нас тому странному факту, что надо договариваться. Договороспособность это одна из важных точек эволюции, это одна из важных точек человеческого развития. Но, к сожалению, не всем она доступна, поэтому придумывается процедура. А наборы процедур уже складываются в процессы.
Есть еще другая теория, теория связанная с глубиной мышления. Есть люди, которые могут в уме ветвить дерево событий и стоить свою коммуникацию базируясь на этом. А есть люди с последовательным алгоритмом действий в мозгу. Если А, то Б, затем В.. и далее до Z, при необходимости и далее. Таким людям конечно просто работать с процессами. Но, кажется к созиданию, если это не созидание нового процесса они не очень способны. И глубина несколько страдает. Потому, что процесс создания процесса обычно тоже последователен. И копается вглубь, но не вширь. Проще рядом прокопать еще вороночку.
Самое обидное, что люди, которым присуща договороспособность, с течением времени работы с выстроенными процессами сами становятся их апологетами.
Лирическое отступление 1:
-В одной из компаний, в которых я имел счастье работать, в какой то момент начали плодиться полиси. В том числе полиси по написанию полиси, что до сих пор, спустя немало лет, служит источником лулзов для посвященных.
Кстати, услышал тут прекрасный эвфемизм, «Культурная несовместимость». Я правда считал, что это замена для «Кандидат слишком дофига денег просит». Но по зрелому размышлению пришел к выводу, что он слишком универсален для такого простого толкования.
Лирическое отступление 2:
-Есть у меня один знакомый, назовем его для простоты Саша. Который, в образовательных целях походил по крупным компаниям, себя показать, на мир посмотреть. И заодно провести социально значимый эксперимент. В части компаний на вопрос «А какие ваши сильные стороны» был даден ответ про процессную часть, а в части компаний про коммуникационную. Попробуйте угадать, сколько офферов и от каких компаний получил Саша, если принять во внимание, что с рабочими скиллами у него все ок. А сколько он получил отказов с формулировкой «Культурная несовместимость».
Пособеседовал я тут некоторое количество людей за последние несколько лет. 100% из них говорили о том, что «Процессы, аджайл, скрам, канбан, системы электронного документооборота...» и еще много других баззвордов, но считанные единицы говорят об общении, коммуникациях и умении их выстраивать, умении отстаивать свою точку зрения в споре, а не со ссылками на процедуры, и, о боже мой, сложносочиненном скилле работы с людьми. В целом, собеседования, они забавны, о них трактат написать можно.
И начать его, например, так:
"Очень редко у меня на момент начала собеседования был план, в какой последовательности и какие именно я вопросы задаю. Главное ввязаться в диалог, а там станет понятно, какие сильные стороны у кандидата, какие слабые, как он разговаривает, как именно и на что именно он реагирует. Заодно и прикинуть можно, как этот прекрасный (потенциально) человек, сидящий напротив тебя, впишется в то окружение, которое окружает вас по 50+ часов в неделю."
Может и стоит. Написать, в смысле.
Постепенно прихожу к выводу, что самая большая боль любых внутрикорпоративных отношений в любой компании, слегка переросшей голову фаундера, это коммуникация, причем чем сильнее переросшей, тем больше боль.
Так что общайтесь, дамы и господа, общайтесь.
PS - И, да, сам, порой грешноват, но сей грешок за собой знаю, блюду его, что бы случайно процесс не начать создавать...
PPS - Интересно, есть тут кто еще живой?
люди,
процессы,
корпорации