Размышления на тему композиции в пейзаже

Dec 15, 2014 20:58

Одной из следующих моих работ будет пейзаж. По крайней мере я об этом втайне мечтаю...
Хочу, чтобы это была такая себе осення картинка, когда листья на деревьях еще есть и они такие цветные, красивые. Чтобы было много деревьев, какой-то водоем и уточки. Я уже миллион лет не рисовал уточек! Для почитающего Священную Желтую Резиновую Уточку - это просто непростительно!

В общем, так. Пейзаж с водоемом и уточками, формат 30х60 см или 40х60 см (или 40х70? 30х70?) - пока не решил, но однозначно соотношение сторон не 3:4.
Теперь о самом важном - о композиции! С композицией у меня все плохо. Я знаю и понимаю как она важна, у меня стотыщмиллионов книг по композиции, из которых были открыты только две и то случайно. Поэтому, мне сейчас нужно нарисовать несколько эскизов того, что хочется, а потом подумать о том, как сделать их композиционно верными (делать это одновременно пока не получается).
Итак, вариант №1


И что тут у нас есть...

Соотношение размеров основных групп объектов (пустое пространство типа неба - тоже учитывается) не должно быть равным. Иными словами, соотношение масс по вертикали показано (красным) и по горизонтали (синим) не должно быть 1:1:1. Что-то должно быть маленьким, что-то средним, что-то большим. Оно, также, не обязательно должно быть ровно 1:2:3. Просто, не одинаковые.
В данном случае, по горизонтали - вроде ок, а по вертикали (красным) размеры 2 (вода) и 3 (кусты) почти одинаковы, значит, что-то надо сделать меньше. И дерево, крайнее справа, должно быть больше, чтобы отличаться от тех, что дальше по планам. Еще можно поднять линию горизонта (считать вместе с лесом на дальнем плане) до 2/3 от формата холста.
А утки должны плыть в другую сторону, чтобы они не уплыли с картины раньше времени


Вариант №2: группу кустов меняем на одно дерево, справа деревья и кусты общей массой


Тут соотношение по вертикали, вроде бы, нормальное. Если учесть, что справа деревья выше, то сойдет. Отрезки красным можно разместить правее и померять с деревом, но все равно они будут достаточно разными.
По горизонтали 2 немного спорит с 3 и размеры деревьев по массе почти совпадают - это уже плохо.
И утки снова плывут не туда, им бы в обратную сторону или вверх по реке


Вариант №3: убираем дерево слева (что-то оно мне там не понравилось), добавляем справа на самый передний план, разворачиваем уток


Снова накосячил с соотношениями по вертикали: 1 и 2 почти одинаковы. Да и по горизонтали тоже: 2 и 3 отличаются несущественно.
Дерево сильно большое и, как мне еще подсказали, сильно низко растет - вставится картина в раму и будет расти из рамы, нехорошо.
Утки плывут куда надо, но как-то визуально теперь их хочется правее...


Вариант №4: большие деревья убираем, утки почти по центру


Кажется, у меня чем дальше, тем кривее...
Снова одинаковые соотношения, еще и деревья по массе почти одинаковы


Вариант №5: что будет если убрать все?
Ерунда какая-то.


В общем, в следующий раз надо будет поштучно рисовать и анализировать, а не "нарисуем сразу пять и потом посмотрим, как каждый следующий вариант становился все хуже", всегда считал, что первый эскиз лучше всех последующих. Впрочем, я их все пять носил пачкой на конструктивную критику, там бы я их поштучно на месте не рисовал.

Или вот, еще одна идея с одним большим деревом


Да, дерево оказалось таки слишком большим...


Такое вот "коротко о главном". Я говорил, что у меня все плохо с композицией? О "золотом сечении" лучше даже не вспоминать...

Для себя, скорее всего, остановлюсь на Варианте №1 с поправками.
А еще эскиз всегда лучше самой работы.

Вспомогательное, Художества

Previous post Next post
Up