"Низшим образованием был охвачен незначительный процент детей, причем их обучение состояло главным образом в вызубривании церковных песен, псалмов, библейских изречений и катехизиса. За отсутствием подготовленных преподавателей учителями состояли в большинстве случаев инвалиды войны, а также портные, кузнецы и другие ремесленники. Положение не изменилось к лучшему и во время царствования "просвещенного" друга Вольтера, прусского короля Фридриха II. Его министр просвещения Цедлиц в одной речи в берлинской Академии наук довольно откровенно вскрыл секрет этого состояния народного образования. "Нельзя, - говорил он, - метафизическое (sic!) воспитание народа развивать слишком далеко. Если бы парод начал постигать причины всего, то стал бы критиковать не одно распоряжение, рас сматривая его со своей точки зрения. Необходимо простому народу внушать послушание и только".
Пшебышевский Болеслав. "Винкельман". Цит. по: Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М. - Л.: ACADEMIA, 1935. С. 21 - 22.
Как всё это знакомо!.. Педагогическое кредо прусского министра XVIII века остаётся руководящим принципом для российского правительства в веке XXI-м!
Ничего не меняется на территории, занимающей 1/8 часть суши: философские факультеты, появившиеся у нас только в XIX веке, уже в 1850-м году были закрыты. "После революционных событий 1848 года, повлекших за собой усиление реакционных тенденций в России и вызвавших отставку министра народного просвещения графа С.С. Уварова, новым министром был назначен князь П.А. Ширинский-Шихматов. По инициативе Николая I, обеспокоенного воздействием «обольстительных мудрований новейших философских систем», Ширинский-Шихматов подал в начале 1850 года императору докладную записку, в которой признавал вредность философии (прежде всего «германской») и ее несоответствие христианскому вероучению. Только логика и опытная психология, по мысли министра, могли быть оставлены для преподавания из всего корпуса философских наук, но и они переводились на кафедры богословия. Кафедра философии ликвидировалась, упразднялся и философский факультет (по Уставу 1835 года в университете действовало три факультета: философский, юридический и медицинский), из которого образовывалось два факультета: историко-филологический и физико-математический. Цензор, профессор А.В. Никитенко, записал в своем дневнике фразу, ставшую крылатой, произнесенную министром Ширинским-Шихматовым в беседе с профессором А.А. Фишером, занимавшим кафедру философии в Санкт-Петербургском университете до 1850 года: «Польза философии не доказана, а вред от нее возможен»[7]. Справедливости ради надо заметить, что кафедра философии была сохранена только в одном университете - в немецком университете в Дерпте". (см. отличную статью по теме
здесь).
Это при царе, боявшемся революции - а после победы революции был "философский пароход" и разгром непартийной философии.
Сейчас в стране - просто присутствие отсутствия философии. Она есть, конечно - как вечно существует Разум - но в глубочайшем подполье. В гетто.
Причина одна - и её прекрасно изложил министр Цедлиц. Вот только на родине старого прусского министра за прошедшие 2,5 столетия кое-что изменилось. У нас - нет. "Стабильность"...