Фашизм - очень скучная идеология. И, очевидно, эта его непроходимая скучность напрямую связана с жестокостью фашизма на практике.
Но по порядку.
Кого из фашистов (или предтеч, или последователей фашизма) ни читаешь - сплошь идейная вторичность, мысли всё мелкие, компенсируемые тоннами пустого пафоса, глупого бахвальства и самонадеянности.
Возьмём того же Ницше. Его Заратустра что твой герой из голливудского боевика - появляется только затем, чтоб блеснуть героической позой, да с пафосом продекламировать (или услышать от других) пару банальнейших трюизмов.
Шопенгауэр - просто нытик. Про Кьеркегора уже и молчу.
Джентиле (официальный философ фашистской Италии) в своём «Введении в философию» через страницу противоречит сам себе, перевирает великих философов прошлого (Джамбаттисту Вико почти в фашисты записал), повторяет зады позитивизма - и тут же обличает позитивизм, открещивается от солипсизма - но позицию свою обосновывает именно с помощью ветхих аргументов а-ля епископ Беркли. И всё это с видом высочайшего глубокомыслия - как будто вселенские истины открывает!
Скучно, непроходимо скучно…
Парето, патриарх лже-науки «социологии», тоже тот ещё «писатель». Его «Трансформация демократии» глубоко вторична - ибо построена на совсем не новой идее «ложного сознания»: люди совершают действия с определённым целеполаганием, но никогда не могут знать результатов своих действий - которые всегда не совпадают с изначальным целеполаганием. После критической философии Канта, после монументальной философии истории Гегеля, после марксистских исследований «идеологии» вся эта паретовская бурда, сводящаяся к причитаниям в стиле «ах, люди не ведают что творят» - вся эта «социологическая» протофашистская идейная похлёбка выглядит (и читается) откровенно уныло. Добавьте к этой унылой субстанции ещё и пещерный позитивизм Парето (сведение социальных закономерностей к природным, сведение всего богатства мироздания к «фактам») - и картина будет полной.
Сорель (да-да, не надо удивляться, ультра-левый теоретик синдикализма тоже причастен к рождению фашизма) пишет настолько претенциозно и напыщенно, постоянно отвлекается на мелочи и брань в адрес современных ему политических персонажей (о которых сейчас не помнят даже специалисты-историки), что читать его «Размышления о насилии» физически тяжело. Да и было бы зачем читать: сорелевская «теория мифа», по достоинству оцененная его адептами-фашистами (от того же Парето - до Муссолини), является откровенным призывом к глупости, призывом к интеллектуальной самокастрации, призывом отключить к чертям собачьим разум. Сам Сорель, похоже, отключил разум задолго до своих «Размышлений»…
Потому и скучно, братцы, читать эту фашистскую галиматью!..
Но с откровенными нацистами ещё хуже. Взять Геббельса, его роман «Михаэль». Дневниковая форма сего опуса - явное желание подражать гётевским «Страданиям юного Вертера», пафосная манера - заимствована у Ницше, отрывистый стиль - взят напрокат у экспрессионистов, ну и National-Sozialismus в качестве идейной канвы - вот квинтэссенция этого творения «арийского духа». И творение это настолько убого, что нацистам вообще не обязательно было практиковать «лагеря смерти» - достаточно было приговаривать «унтерменшей» к чтению великого сочинения рейхсминистра пропаганды - и несчастные люди сами бы умирали - от скуки. Действительно, какое эстетическое наслаждение - на протяжении двухсот страниц наблюдать, как малохольный «герой» мечется между своей плотской «wirkliche arische fräulein» и fräulein виртуальной - под названием национал-социализм! Какая драма, какие образы, какой стиль! Школьники в девятом классе более осмысленные и более художественные сочинения пишут…
Фашизм скучен во всех своих идеологических проявлениях. Просто потому, что фашистам нечего сказать, все их «интеллектуальные» потуги направлены в итоге на разрушение интеллекта. Их сочинения (и художественные не меньше теоретических) преследуют единственную цель: апологетически обосновать фашистское превосходство над всей остальной Вселенной. Превосходство, дающее им «право» уничтожать всех и вся.
Но не только этой своей человеконенавистнической тенденциозностью скучна фашистская писанина. Фашизм есть отрицание объективной разумности мира (тот же Сорель с Джентиле написали сотни страниц против этой надсубъективной разумности), фашизм есть отрицание объективной истины (истину ведь утверждает своей волей фашиствующий Субъект!) - и именно поэтому фашизм есть отрицание красоты мира, отрицание прекрасного. Ибо красота есть образное выражение объективной истины Вселенной. Потому «сочинения» фашистов и фашиствующих элементарно скучны - просто потому, что, отрицая красоту вслед за объективной истиной, эти «сочинения» и не художественны, и не истинны. Они - опредмеченное, воплощённое ничто. Потому фашисты и скучны как дохлые осенние мухи.