Сказка - ложь, да в ней намёк... Рецензия на "Элизиум: рай не на Земле"

Nov 14, 2013 23:29




После "Района 9", остро-социального памфлета на тему нелегальных иммигрантов, режиссёр Бломкамп представил недавно на суд зрителей новый фильм - "Элизиум: рай не на Земле".
И вновь под обёрткой sci-fi скрывается политический манифест: фильм движет тот же основной антагонизм "Рабы vs Господа". Только масштаб конфликта вырос - и вырос колоссально!

Если в "Районе 9" угнетёнными-изгоями были инопланетные пришельцы, помещённые землянами-ксенофобами в полу-гетто, полу-концентрационный лагерь, то в новой картине Рабы - это уже всё человечество, проживающее на грешной, стремительно деградирующей и перенаселенной Земле, с которой Господа в ХХII веке предпочли бежать на орбитальную станцию "Элизиум" - дабы там, презрительно поглядывая сверху на разлагающуюся планету - устроить свой комфортабельный микро-парадиз.
Еще бы не парадиз: мало того, что всё время богачи предаются развлечениям, так они ещё и гарантированы от болезней и старения! "А при коммунизме всё будет зашибись, там вообще, наверное, не надо будет умирать!" (с) Действительно, такой вот коммунизм не для всех. Но проблема в том, что несчастные, живущие внизу, и не допущенные по бедности в число граждан-небожителей, хотят именно коммунизма для всех. Потому столкновение Рая в небесах и земного Ада неизбежно...

Вот собственно и вся драматическая коллизия и весь сюжет фильма.
Казалось бы, обычная эсхатологическая притча о борьбе добра и зла, облачённая в фантастические одежды. Правда, под этими одеждами скрываются политические иллюзии режиссёра-левака - но что из того? Таких леваков сейчас пруд пруди. Кто у нас сейчас не против "глобализации" и господства "безответственных банков и корпораций"? Даже сами банки и корпорации против.
И что тут разбирать?

А вот и есть что: "Элизиум" - это сам по себе кладезь архетипических тенденций нашего общества - но ещё более интересна вызванная картиной реакция. С последней и начнём.

Итак, критика критиков фильма.
Последних можно разделить на 2 группы: 1) те, кто против лево-политической ангажированности "Элизиума" и 2) те, кого не удовлетворили "технические моменты".

В негативных рецензиях можно найти массу негодующих воплей, смысл которых сводится к знаменитому "не верю!" Таких не верящих раздражает всё: "И как это у них там в XXII веке медицинские капсулы людей лечат? Всё как по щучьему велению, ага! И как там у них их воздушные посудины летают? И откуда атмосфера на космической станции?" Вопросам несть числа. Кроме вопросов, есть ехидные замечания насчёт законов физики...
Странные люди, ей богу! Идут в кино на sci-fi, а потом жалуются, как будто им не фантастический боевик, а лекцию по законам термодинамики обещали. Ну не дурачки? Может им ещё параграфы из учебника по физике вместо диалогов цитировать?

А ведь стоит только включить разум (если он, конечно, есть), чтобы понять: о будущем мы всегда можем только мечтать, знать его мы не можем. Поэтому любая фантастика, даже самая научная - это всего лишь сказка. А какие в сказке законы физики?! Верно, нет таковых. Не действуют они там - да и нет о них речи. Никто же не требует объяснить принцип работы ступы бабы Яги!
Но сама эта критика, с требованиями "научности", показательна: сознание современного человека фетишизировано "наукой". Такое сознание поверит в любую чушь и мерзость - лишь бы ярлычок "научности" стоял, да чтоб наличествовал сертификат на соответствие законам Ньютона (или Эйнштейна, не важно) - и в то же время, такое современное сознание с презрением отвернётся даже от самой благородной идеи, если она "не научна" (читай: не укладывается в узкое прокрустово ложе современной физики). Потому и сказка режиссёра Бломкампа так не по душе поборникам "научности" "научной фантастики".

Но фильм был раскритикован не только по принципу соответствия законам физики. Немало "критических" плевков "Элизиум" получил за своё несомненное идейное левачество. Действительно, эгалитаристский пафос картины - это самый уязвимый её момент. Ибо момент сей мало того, что совершенно утопичный (применительно к художественному произведению надо бы сказать - нереалистичный), но и совершенно скомканый самим режиссёром.

Каковы светлые идеалы-устремления героев фильма? Получить доступ к чудодейственным медицинским капсулам. И всё. Как будто это решит остальные  (столь красочно показанные в фильме) проблемы землян! Не важно, это никого не заботит - каждый одержим животным инстинктом самосохранения - умри ты сегодня, а я завтра! Поэтому буржуям с Элизиума нищеброды с Земли готовы перегрызть глотки - но и баста, позитивной программы перемен в фильме вы не увидите.
Потому критика "Элизиума" справа и имеет под собой какое-никакое, а основание. Но основание это ненадёжное - кстати, как и покой киношных обитателей Рая-не-на-Земле. Как бы нереалистичен и ограничен ни был замысел Бломкампа, за ним стоит правда, которую Гёте сформулировал ещё 2 века назад: "лишь тот достоин счастья и свободы, кто каждый день идёт за них на бой!" Герои фильма на этот бой идут - и потому пусть отдохнут правые критики.

Элементарное желание жить самому и видеть здоровыми своих детей - это пусть примитивное, но чертовски оправданное желание, стоящее повыше презрения околоземных буржуев к земным "негражданам". Да, желание жить - это желание физиологическое, животное. Так и революции (по крайней мере, в нашей стране) вообще начинались только когда самому существованию народа угрожала физическая гибель.

И вот теперь, пожелав критикам "Элизиума" (по совместительству - адвокатам буржуазного общества) заткнуться, мы можем позволить себе по-товарищески пожурить режиссёра.
Да, в фильме есть избитые голливудские штампы и вымученная мелодраматичность. Да, совершенно не понятно, что дальше будут делать люди на Земле, получив доступ к медицинским капсулам - то есть, к бесконечной жизни. Планета ведь и так перенаселена - так давайте каждый из нас будет жить вечно! Замечательно, но где же место для появления новых поколений? К тому же - что за индивидуалистская (и потому - архибуржуазная) бредятина: жить вечно? В "Капитале" Маркс приводит замечательную цитату (то ли из Петти, то ли из Буагильбера): "человек получает своё бессмертие в своих детях". Так что, капсулы вечной жизни - "не наш метод".

Вернёмся к действительным грехам фильма. Совершенно непонятна политическая структура Земли образца 2154 года. Существуют ли национальные правительства? Или же на Элизиуме была сосредоточена вся власть и крах околоземной администрации означает начало анархии на планете? Но кто тогда возьмёт власть, если главными противниками буржуев выступают деклассированные криминальные элементы из ОПГ? И вообще, чисто методологически, разве Ад на Земле перестанет быть Адом от того, что уничтожен Рай в небесах?

На все эти вопросы фильм и его режиссер ответа не дают. Но дают утопию в красивой обёртке. Собственно, что с них требовать в эпоху кризиса и упадка левых идей? Ответов "слева" вам никто не даст.

Но всё же, самый главный ляпсус фильма - это сюжетная идея о том, что власть в будущем можно будет свергнуть бескровно-виртуально, лишь переписав какую-то программу. Подобная революция в стиле hi-tech неизбежно - чисто логически - обречена на поражение: с такой же лёгкостью можно будет написать новую, уже "контр-революционную" версию управляющей программы - и все карбонарии, не успев отпраздновать победу, немедленно отправятся в местный цифровой ГУЛАГ.

На самом деле, революция - всегда вещь жёстко материальная, и виртуальной она никогда не станет - ни в XXII веке, ни через миллион лет. Это надо понимать, и не пудрить людям мозги компьютерными технологиями...
...А "Элизиум" всё же посмотрите, если ещё не видели.

Маркс, кино, революция

Previous post Next post
Up