Границы кино

Feb 17, 2013 14:45



"Важнейшим из искусств для нас является кино!" - заявил однажды известный русский марксист Ульянов-Ленин.
"Кинематограф - не есть искусство!" - через полвека декларировал другой марксист, Георг Лукач.

Кто же прав? Каждый прав по-своему - и это обычное дело, когда правота лишь субъективно-частична. Но как обстоит дело объективно?

Кино действительно важно было для большевиков: в деле агитации экранное действо обладает ни с чем не сравнимой силой. Так что тут революционный прагматик Ленин был прав: кино - действительно "важнейшее"... Но искусство ли?

Призвание искусства, содержание и смысл его - в образной форме воплощать прекрасное, красоту как таковую. Достигает ли кинематограф (пусть хотя бы в немногих, лучших своих проявлениях) этой цели? Да, достигает. Поэтому - отчего же отказывать кино в звании искусства?

Но Лукач, тем не менее, прав, когда сомневается в законности почётного титула, носимого "важнейшим из искусств": следуя за идеей Гегеля о смерти искусства в современную, буржуазную эпоху, он верно замечает явную тенденцию к примитивизации, упрощению образности в кинематографе по сравнению с искусством классическим. То есть: да, искусство гибнет, но ведь гибнет не одномоментно, оно постепенно деградирует как искусство. Так же как и умирание физической жизни тоже имеет свою мрачную стадийность - гибель искусства есть некоторый процесс. И кино - как раз такое симптоматичное проявление.

Но в чём же эта симптоматичность, показательность? В ограниченности кинематографа, в тех пределах, которые поставлены перед ним самой исторической эпохой, породившей форму cinema. В тех пределах, которые кино перейти не может - просто потому, что оно - кино.

Примеры? Извольте!

"Всё познаётся в сравнении" - вот мы и сравним кино и исторически наиболее развитую форму искусства - литературу романа. Роман есть "эпопея буржуазного общества", по выражению того же Лукача: роман целостен, в нём отражается многосторонность, целостность (несмотря на кажущийся хаос) объективного мира. Говоря словами Гегеля, роман - "тотален", всеобъемлющ. Эта высшая ступень искусства - и после неё может быть только или копирование великих образцов прошлого - или полная деградация.

Каковы же связи кино с романом? Здесь есть коллизия, которую лучше рассмотреть в той обстановке, в которой кино и роман встречаются - на примере экранизаций классики. И пусть это будет встреча не на "нейтральной полосе", а на территории одной из сторон противоречия - тем яснее будет роль самой "принимающей стороны"!

Возьмём экранизации "Анны Карениной" - великого романа Л.Н. Толстого, эпопеи ex professo. (О последней из целого сонма экранных версий - их не менее 30 - в этом журнале уже упоминалось). Не вдаваясь в подробности, даже не взвешивая на эстетических весах достоинства и недостатки всех кинематографических воплощений романа Тослтого - можно сказать одно: все постановки "Анны Карениной" представляют собой в лучшем случае лишь удачную иллюстрацию литературного оригинала (вспомнить хотя бы фильм А.Зархи 1967 года). Не больше и не меньше. Никакого "целого" в экранизациях нет, напрочь отсутствует там та самая эпичность, "тотальность" романа, которая и составляет его важнейшую черту. Черту, без которой нет романа как формы искусства. Но, как говорили в Древнем Риме: non progredi est regredi! - отсутствие прогресса есть регресс!

Конечно, адвокаты кинематографа скажут: мол, попробуйте-ка в 2-х, 3-х-часовой хронометраж уложить всю эту глыбу, да чтобы не опуститься до телеграммного (сейчас бы точнее сказать sms-ного) стиля! Совершенно верно. Это невозможно. Вот та граница, которую "не прейдеши"! Но раз средства не годны, может быть, не стоит и браться за предприятие? Не честнее ли это будет?

Кино велико - оно может показать нам "прибытие поезда", масштабные батальные сцены, фантастические, невиданные и несуществующие миры - но вот мира как такового, во всей его сложности оно нам показать не может. В лучшем случае это будет бледная копия полнокровного литературного оригинала, похожая на свой образец не больше, чем призрак походит на живого человека.

Ленин, кино, Гегель, искусство, Лукач, теория романа, Толстой Л.Н., тотальность

Previous post Next post
Up