Против подмены понятий

Nov 10, 2012 03:07




Мы живём в эпоху подмены понятий. Ничто не называется своим именем, но - противоположным. Демократия - стала синонимом олигархического правления, миротворчество - оказалась равно разжиганию войны, оптимизация - ухудшению положения. Старый клеветник Оруэлл был бы доволен. Новояз ангсоца восторжествовал - вот только никакого социализма нет и в помине.

«Политкорректность» - одна из внешних форм, идеологическая маска подмены понятий. И если в XVII веке Блез Паскаль риторически удивлялся: мол, почему это хромой не обижается, если его назвать хромым, а вот глупец злится, если ему указать на его глупость? - то в наши дни упаси вас Бог назвать хромого хромым!
Само собой, чёрного нельзя назвать чёрным, некрасивого - некрасивым, глупого - глупым. «Нетолерантно!» - что ты будешь делать!
И меньшая была бы беда, если бы правду заменяли ничего не говорящими эвфемизмами («афроамериканец» вместо «негр», «коренной американец» вместо «индеец»). Так нет - ложь становится на место правды, а правда отправляется в мусорное ведро политкорректности. Как пример - случайно замеченное недавно по одному из каналов кабельного ТВ американское шоу «Мои прекрасные друзья», в котором ведущая ходит в гости к людям, обезображенным - от рождения, или же в результате несчастного случая.

Вопрос в следующем. Почему откровенно уродливого человека надо называть красивым? Разумеется, его надо щадить, сочувствовать, помогать всемерно, спокойно и с состраданием относиться к его изъяну, возвращать его в общество. Но - не делать вид, что этого изъяна нет! И уж само собой - не превращать безобразное (именно так: уродство - это всегда потеря «образа», того, что Аристотель называл «формой») в прекрасное.

Подобный мелкотравчатый псевдогуманизм на поверку оказывается как раз совершенной мизантропией.
Объясню. Если мы безобразное признаём прекрасным - то тут возможны только 2 варианта (ведущие, впрочем, к одному итогу). Во-1-х, прекрасным становится всё. Изувеченное лицо больного лепрой и небесный лик Мадонны уравниваются в правах. Благоухание роз теряет все преимущества перед миазмами разложения. Всё прекрасно! Но в таком случае нет ничего прекрасного.
Во-2-х, можно конечно, просто белое назвать чёрным, а чёрное - белым. Прекрасное останется на словах, реально же - прекратит существование. Сколько ни восхваляй платье голого короля - объективной реальности у несуществующего наряда не прибавится.
Итак, прекрасное безусловно гибнет в условиях подмены понятий. И либеральный гуманизм, прикрываясь политкорректностью, уверенно ведёт нас к «новому миру», который будет совсем не «дивным»…

Но что нам до этого прекрасного? Зачем оно?

Затем, что это - основа всего. Вот так, просто.
Красота входит в качестве составного элемента во все верное, справедливое, жизнеспособное. Красота - это абсолютная форма. А всё верное должно иметь форму. Поэтому истина всегда красива.

Для этого (истины ради, ибо жить в неверном, лживом мире невозможно) и нужно отстаивать право называть вещи своими именами. Красивое - красивым, безобразное - безобразным.

прекрасное, эстетика

Previous post Next post
Up