Интересный дуализм человеческого бытия: в том, что касается собственного тела, современный человек старательно соблюдает свою чистоту (по крайней мере, это является признаком элементарной культуры). Простейшие правила гигиены каждый человек усваивает с раннего детства.
Но в сфере мышления всё совсем иначе. Свой разум в чистоте содержат, к сожалению, лишь немногие. Причина понятна: если гигиене физической научить, в принципе, несложно - просто покажи «как надо» и как «не надо» делать, подкрепи это убеждением и/или принуждением - и человек навсегда усвоит, что надо мыть руки перед едой да и прочие процедуры соблюдать будет.
Не то с мышлением. В этой эфирной сфере невозможно привить что-то извне, нельзя просто продемонстрировать позитивный/негативный пример. Это бесполезно. Так ничего не добьёшься.
По сути своей, гигиена мышления - это усвоение мышлением идейного наследия, полученного в наследство от предшествующих поколений. Но такое усвоение есть одновременно и становление мышления, его развитие.
Вот здесь-то и кроется то «игольное ушко», через которое получается пройти уму далеко не каждого индивида. Если гигиена мышления - это развитие последнего, то отсюда понятно: только мысля, только образовываясь (именно в том многозначительном смысле, которое имеет слово «образование»), ты усваиваешь элементарные основы духовного здоровья, его чистоты, то есть - гигиены. И напротив, мышление неразвитое, мышление, так и не ставшее мышлением в полном смысле слова, то есть, с позволения сказать, «недомышление» - так вот, такое «мышление» будет как раз «нечистым».
Спросите: а какая разница? На кой эта «гигиена»? Зачем она нужна уму?
Отвечу: затем же, зачем она нужна и телу. Всё просто: если не соблюдать элементарных гигиенических норм, то эпидемии инфекционных заболеваний не заставят себя долго ждать. В гигиене нет и грана эстетского чистоплюйства - только рациональное стремление к самосохранению.
И это верно как для физической, так и для умственной гигиены. Несоблюдение её правил разрушает в первом случае тело, во втором - разум человека. Поэтому «нечистый», необразованный разум так же неприятен, как и нечистое тело.
Но вот ведь в чём нюанс: если научить человека мыть руки перед едой довольно просто, то научить человека мыслить (то есть, соблюдать гигиену ума) нельзя. Физическая гигиена, даже становясь привычкой, всегда остаётся чем-то внешним самому человеку. Гигиена мышления есть деятельность этого мышления - и деятельность сознательная, в которой и объект, и субъект действия совпадают.
Поэтому, вот оно - великое несчастье и великое достоинство человеческого мышления: ему нельзя научить, его нельзя привить - как прививают хорошие манеры, запрещающие ковыряться в носу и есть руками.
Нельзя научить - но, добавлю я - можно научиться!
И в этом - настоящая демократичность мышления, залог его общедоступности. Оно не закрыто ни для кого: только приложи известные (пусть немалые!) усилия - и игольное ушко станет для тебя просторными вратами в мир человеческого разума.
Для этого нужно немного. Всего лишь усвоить (то есть воспринять, сделать своими) идейные богатства, накопленные человечеством за долгие века своего сознательного существования.
Разумеется, невозможно за время, отведенное отдельному человеческому существу, изучить всё, продуманное, сказанное, написанное всем человечеством за последние тысячи лет. Но этого никто и не требует. Как никто не требует, чтобы человек за столом вспоминал правила трапезного этикета всех стран и времён - достаточно просто правильно держать нож и вилку. Так и для образования мышления достаточно уже базовых, но ключевых, смысловых моментов из всей тотальности истории философии.
Но об этом подробнее завтра.