«Вот, когда он (поэт - L.N.) своими сочинениями старается заставить вас смотреть на жизнь с его точки зрения, в таком случае он уже не поэт, а мыслитель, и мыслитель дурной, злонамеренный, достойный проклятия, ибо поэзия не имеет цели вне себя. Доколе поэт следует безотчётно мгновенной вспышке своего воображения, дотоле он и поэт, но, как скоро он предположил себе цель, задал тему, он уже философ, мыслитель, моралист, он теряет надо мной свою чародейскую власть, разрушает очарование и заставляет меня сожалеть о себе, если, при истинном таланте, имеет похвальную цель, и презирать себя, если силится опутать мою душу тенётами вредных мыслей».
(Белинский В.Г. Избранные философские сочинения в 2-х томах, том 1. ОГИЗ, 1948. С. 71 - 72).
Ни прибавить, ни убавить. Не случайно Михаил Лифшиц писал: "В идеале «Эстетику» Гегеля следовало бы перевести языком Белинского и Герцена".
Сказано с полным основанием.
Вряд ли кто-то из современников "неистового Виссариона" понял диалектику искусства лучше, чем он. И уж точно никто в России не смог более ясно, точно и популярно выразить эту диалектику.
Как говорил тот же Мих. Лифшиц, "философский язык Гегеля и его школы имеет свою параллель в языке Белинского, Герцена и других деятелей нашего XIX века, писавших не без влияния классической немецкой философии. Их революционная энергия не повредила этой философской традиции со стороны ее содержания, не говоря уже о литературной форме".
Всё так. Но не случайно и то, что в наше время, когда ценится "вИдение автора" (бессмысленнейшая вещь на самом деле), когда это "вИдение", поставленное в псевдо-противоположность к "попсе", а на деле являющееся лишь её, "попсы" снобистской разновидностью, считается отличительным признаком искусства - так вот, в наше время "атомизированных индивидуальностей", живущих во всё более тесно связанном мире, в наше время Белинский забыт и "несовременен".
Впрочем, ложь всегда считала истину "несовременной" и "несвоевременной". Это ни на йоту не умаляет значения самой истины: в эпоху заблуждений и, выражаясь словами Фихте, "абсолютной греховности", честному человеку просто необходимо быть несовременным. Поэтому для нас, "21-th Century Schizoid Men"и важно до чрезвычайности философское наследие "несовременных" Белинского и Гегеля.