Коронавирус и философия
Осмысление, истинное понимание произошедшего - всегда приходит postfactum. Иными словами, любое событие должно прежде закончиться - и только потом стать понятным. Не дано человеку знать будущее, пусть и «устроены так люди - мечтают знать, что будет».
Пандемия коронавирусной болезни далека от своего завершения - но первые эмоции уже улеглись, и разум может вступить в свои права, светом философии разогнать мрак творящегося коронабесия.
В сущности, все вопросы по коронавирусу могут быть сведены к нескольким философским категориям.
Статья первая. Случайность и необходимость.
Начало пандемии привело к пандемии паранойи: бредовые теории заговора, поиски следов искусственного происхождения вируса доминировали в общественном сознании все первые месяцы. Не будем углубляться в конспирологические копания в миазмах рынка в Ухани - они и так у всех свежи в памяти.
И дело не только и не столько в панике. Паника сама по себе ничего не объясняет. Дело в том, что человеческому мышлению свойственно искать необходимость во всём - и отрицать случайность.
Необходимость вещи (или события) означает, что эта вещь не могла не появиться на свет, что появление и существование её предопределено, наделено смыслом и оправдано.
Случайность вещи есть её необязательность, относительность. Что появляется случайно, то могло бы и не быть - с тем же основанием. Существование случайного ничем не гарантировано, непредсказуемо, и если не лишено смысла, то не оправдано разумом.
Необходимое - прочно, основательно, предсказуемо. Оно не может не быть в отличие от случайного, этого детища произвола, рождённого как результирующая разнородных и непредсказуемых сил.
Чисто психологически человеку спокойнее и комфортнее оказаться во власти необходимости, чем во власти случайности. В первом случае ты знаешь, на что можно надеяться, необходимость абсолютно логична, поэтому однородна уму и доступна практическому воздействию, опирающемуся на логику. Случайность - топкое болото, туманный мираж, непостижимый умом, ибо появляющийся из ниоткуда, непостижимый - и оттого недоступный сознательному изменению.
Поэтому-то люди и прячутся в успокоительную раковину конспирологических теорий: если коронавирус - чудовищное изобретение дьявольски изощрённого человеческого ума - то это изобретение может быть изучено и взято под контроль. Здесь человечество стихийно становится коллективным философом, признавая, что у всех людей в итоге один Ум на всех - и что создал ум одного, то всегда постигнет ум другого. Это, как минимум, успокаивает.
Если же допустить (а так и есть на самом деле), что коронавирус - продукт бессознательной природы, выродок её мутаций, что он появился случайно - тогда перед растерянным человечеством разверзается темная бездна, хаос.
И вот эта-то ерунда с грязного азиатского рынка способна останавливать жизнь целых государств и обществ? Пришедшая ниоткуда, она грубо изменила жизнь миллиардов людей. А ведь её могло и не быть! И смысла весь произведённый ею хаос не имеет никакого.
Человек способен к великим страданиям, но во имя великого. А тут какой-то микроорганизм, бесконечно малая величина, ничтожество!
Ну вот не хочется человеку претерпевать из-за малого, ненужного и случайного - оттого и придумывает он себе самоуспокоение в виде искусственно созданного COVID’а, COVID’а как необходимости. Признать сугубо природный, иррациональный и случайный генез вируса - тяжело психологически.
Дурную шутку играет здесь с человеком его здоровый интеллектуальный инстинкт, всегда стремящийся к необходимому: убегая от природно-случайного вируса, ум человеческий находит убежище в неразумных, параноидальных теориях, в которых необходимости меньше, чем в самой ничтожности былинке Вселенной.
Если допустить сам факт, что вирус случаен и природен - то это сразу унизит человека, поставит его в ряд со всеми другими произведениями природы и творениями Бога. Если вирус способен подчинить себе всю человеческую цивилизацию - то не грош ли такой цивилизации цена? Не слишком ли мы, люди, переоценили себя и своё превосходство над остальным мирозданием? Никто не хочет добровольно отрекаться от царственного титула и добровольно отдавать свою корону - пусть и вирусу, похожему на корону под электронным микроскопом. Вот и прячется человеческое самолюбие инстинктивно за ширму теории мирового заговора.
Но что же, коронавирус доказал нам раз и навсегда, с аксиоматической категоричностью, господство случайности в мироздании? А вот и нет!
Прежде мы признали рукотворное происхождение вируса - необходимостью, естественный его генез - случайностью. Но это - лишь повторение хода мысли, свойственной человечеству. Говоря философским языком, это феноменологический взгляд: как проблема коронавируса явилась в сознании людей. Но стоит от феноменологии перейти к метафизике и объективной логике - как всё переворачивается: коронавирус как незапланированное дитя природы - это как раз необходимость, а лабораторное изобретение его - произвол и случайность. Действительно, природа постоянно рождает новые организмы, каждый день, неустанно - это роженица великая, которую не нужно стимулировать подачками типа «материнского капитала». Она не может не производить жизни во всех возможных формах - даже в такой странной, как вирус (живой в живом, неживой в неживой среде). Да, природа мастерит в своей мастерской бессознательно, но она не может не творить. Её необходимость слепа - но от того необходимость ничуть не теряет в правах. А вот сознательное конструирование вируса в микробиологических лабораториях - событие случайное, находящее основание только в испорченности современной человеческой цивилизации, насилующей природу для своих корыстных (и опять же - случайных!) целей.
Современному человеку надо спуститься с воображаемой вершины своего эгоистичного тщеславия, забыть о диктаторских амбициях своего субъективного Я - и заключить союз с объективным миром. И тогда сознание естественного возникновения вируса не будет унижать человека, но, возможно, откроет новые пути человеческой мысли к преодолению коварной инфекции.