Хотите парадокс? Обыденно мнят, что произведение искусства - это более-менее точная копия реальности, более-менее удачное подражание ей. Или - напротив: искусство - прекрасная выдумка, плод фантазии и игрушка праздного ума, призванная украсить серые будни реальности. При всём различии, оба эти мнения, свойственные обыденному сознанию, тождественны. "Что тот солдат, что этот..."
Искусство этим мнением, во-1-х, изначально и навсегда отделено от "реальности", которая всегда выше, всегда реальнее, всегда истиннее любого произведения искусства.
И вот здесь - ложь плоского рассудка, составляющего сущностную сердцевину обыденного сознания.
За реальность рассудок принимает скопище фактов, собрание разнородных тенденций, начатых человечеством с одной мыслью - а законченных с другой (или не законченных вообще). Эта эмпирическая "реальность" - вовсе не реальность: факты изменчивы и неопределённы как предметы в сумерках - сама форма и суть их меняется в зависимости от освещения - освещения мыслью. Лишь для грубого эмпирического сознания - раба фактов и вещей - "фунт мяса есть фунт мяса". В настоящей реальности, реальности без кавычек - всё тоньше, сложней, богаче.
Ещё раз: обыденная, повседневная реальность, привычная для нас "реальность" окружающего мира фактов - не реальна. Это в лучшем случае черновик, набросок, проба, заготовка. Незаконченная работа.
Настоящая реальность - это произведение искусства, прекрасное, гармоничное, законченное. Идеальное в своей полноте и истинности. Или: произведение искусства - есть идеал и образец для жизни. Поэтому не искусство подражает миру, а мир - искусству. Бледно, плохо, отдалённо - но пытается подражать. Неумело, руками невежд-подмастерьев, но мир старается походить на идеальный оригинал.
Поэтому прав был романтик Новалис: "Чем поэтичнее, тем истиннее". И прав был анти-романтик Гегель: "Если факты противоречат понятию - тем хуже для фактов".
И Шекспир верно уловил смысл: "Весь мир театр, а люди в нём - актёры". Театр - не в театре, там-то как раз кипит идеальная жизнь, формообразующая для повседневности, театр лишь даёт идеальный сценарий жизни - спектакль же разыгрываем мы сами ежедневно.
Герцен, помнится, негодовал на такое понимание жизни как пьесы: "Неужели всё заранее подтасовано и все роли расписаны?" Нет, дело как раз в том, чтобы освободить нашу жизнь от условности, неполноты, свойственной наброску. Освободить жизнь от необходимости подражать идеальному образцу. Но сие возможно лишь если сама жизнь станет идеальной.
Иначе: люди должны вернуть себе потерянную реальность. Настоящую реальность идеи, красоты и истины.
И поэтому вся задача человечества в том и состоит, чтоб всю свою жизнь пересоздать как произведение искусства.