"...Кто слушается нас, стариков? Каждый считает: уж мне-то лучше знать, и одни гибнут, а другие долго блуждают в потемках. Впрочем, сейчас нет времени для блужданий, это был наш удел, удел стариков, но что толку было бы от наших поисков и блужданий, если бы вы, молодежь, захотели пойти теми же путями?
Так с места не сдвинешься. Нам, старым людям, заблуждения в упрек не ставят, ибо дороги для нас не были проторены, с тех же, что явились на свет позднее, спрос другой, им заново искать и блуждать не положено, а положено прислушиваться к советам старших и идти вперед по верному пути. И тут уж мало просто шагать к цели, каждый шаг должен стать целью и при этом еще шагом вперед.
Эккерман И.П. Разговоры с Гёте. М., 1981. С. 72.
Комментарий. Конечно, можно свести эти слова Олимпийца к старческому брюзжанию - но это будет несправедливо. Гёте прав: если каждое новое поколение будет наступать на старые грабли, бившие по лбу их отцов и дедов, то вся история превращается в несмешной и глупый фарс. Если хочешь быть истинно человеком - ты должен усвоить себе (пусть в кратком варианте) всю предыдущую культуру человечества. Стариков надо слушать - просто потому, что некоторые истины открыты раз и навсегда, и переоткрывать их заново - никчёмная трата времени, бессмысленное расточительство.
Правда, сам же Гёте говорил: "Природа расточительна" - но, во-1-х, между человеческим обществом и природой нет никакой непроходимой грани. Почему бы тогда и людям не тратить целые поколения впустую, и не повторять ошибки стариков? Во-2-х, природа - не субъект, она бессознательно выражает-проявляет Идею, в ней воплотившуюся и через неё действующую. Та же Идея, только в осознанном виде, выступает и в обществе.
Гёте мог бы ответить: но природа - пусть и в большом масштабе, en gros, но не стоит на месте, не толчёт воду в ступе - она развивается, эволюционирует. Пусть и ценой миллионов жертв, ценой потери целых видов и классов жизни. Человеку на то и дано сознание, чтобы не плутать вслепую, повторяя ошибки предков, расточая жизни, не накапливая мудрости.
Всё верно. Эта идея сознательного, рационально планируемого исторического развития, идея превращения внешней необходимости во внутреннюю, то есть - в свободу - эта идея есть основа всей человеческой культуры, начиная с Сократа и Платона - и по сей день. Гегель и Маркс - об этом же.
Проблема здесь лишь в одном: в разрыве субъекта-индивида и Субъекта-Человечества. Чтобы приобщиться к мудрости веков, обычный индивид должен возвыситься до уровня Человечества как единого Субъекта - историю этого субъекта осознать как свою собственную. А это - не просто. Но Гёте в помощь!