"Илиада". Песнь III. Эпизод с попыткой примирения или Почему древние не боялись спойлеров?

Jul 07, 2019 12:11

Прежде, чем начать финальную битву (лучше сказать: кровавую вакханалию, которая и составляет бóльшую часть поэмы), враждующие пытались примириться: Парис должен был выйти один на один с Менелаем - кто побеждал, тому доставалась и Елена, и богатство. Война на этом должна была прекратиться. Но Гомер изначально разрушает интригу вокруг битвы двух царей:

Так не один возглашал меж рядами троян и ахеян:
«Зевс многославный, великий, и все вы, бессмертные боги!
Первых, которые смеют священную клятву нарушить,
Мозг, как из чаши вино, да по черной земле разольется,
Их вероломных и чад,- и пришельцы их жен да обымут!»
Так возглашали; моления их не исполнил Кронион.

(III, 297 - 302)

И, надо сказать, "Илиада" полна такими античными "спойлерами", разрушающими интригу, рассказывающими дальнейший сюжет. Вывод: 1) история и её сюжет были прекрасно известны - внешние детали не имели значения для слушателя песен. 2) почему же слушали, если внешняя фабула была известна? - интерес был не в фабуле, не во внешнем сюжете, а во внутренней сути. Отсюда 3) фабула, как внешняя приманка, привлекающая и останавливающая внимание зрителя и слушателя - изобретение новейшего времени, ориентирующегося на Субъекта, на индивида с его личными капризами и интересами. 4) Античное искусство, напротив - объективно, субстанциально, онтологично. Оно повествует о Вселенной, о механизме Бытия как такового - что может быть интереснее этих последних тайн? Что этому искусству до внешней оболочки, в которой эти тайны раскрываются! Современному же человеку (и угождающему его вкусам искусству) только эта внешняя оболочка и нужна.

Гомер, "Илиада", искусство

Previous post Next post
Up