Шокирующие данные Счетной палаты: Разработка стратегий и программ осуществляется частными компаниями с иностранной подконтрольностью
Счетная палата распространила информацию по итогам проверки
обоснованности и эффективности закупок работ (услуг) за 2015-2016 годы и первое полугодие 2017 года, осуществляемых органами власти, государственными учреждениями и связанных с исполнением установленных полномочий и предусмотренных государственными заданиями, а также последующего экспертно-аналитического мероприятия:
http://www.ach.gov.ru/press_center/news/32433Материалы представил на коллегии СП аудитор Максим Рохмистров. Объектами проверки (анализа) стали Минэнерго России, Минпромторг России, ФГБУ «НЦКТП Минтранса России», другие органы госвласти и госучреждения.
Законодательством РФ не урегулирована передача государственных функций на аутсорсинг, то есть объем и случаи привлечения сторонних организаций к деятельности органов власти, в том числе в части реализации их полномочий. Нормативными правовыми актами также не установлены критерии, определяющие возможность осуществления государственными учреждениями закупок работ и услуг, выполнение (оказание) которых предусмотрено для них государственными заданиями.
Напомним, что из дела Васильевой стало известно, какой ущерб принесли аффилированные частные организации обороноспособности страны в том числе в части дискредитации Минобороны. Затем депутаты Олег Смолин и Владимир Бурматов сообщили о разрушительной деятельности Минобрнауки на деньги бюджета. Данные Бурматова имели высокую ценность потому, что он для их получения целенаправленно провел специальные исследования. Депутаты Ярослав Нилов и Вячеслав Лысаков и Ярослав Нилов неоднократно сообщали о вредительстве против водителей через передачу государственных функций частным структурам и на аутсорсинг транснациональной консалтинговой компании-монополисту. Лысаков направил обоснованный депутатский запрос в МВД и Генеральную прокуратуру, который не получил содержательных последствий. В результате аутсорсинга организации дорожного движения, парковок и эвакуации стране нанесен колоссальный ущерб в том числе и в направлении дискредитации власти. Налицо клещи с синхронизацией самоуправства на дороге, продавленного законодательства и управляемого освещения в СМИ.
На аутсорсинг была передана информатизация системы Минздрава. Аналогичная компания разработала первый вариант законопроекта об ответственном отношении к животным.
В феврале 2016 года президент России поручил правительству предложить изменения законодательства, предусматривающие запрет для органов госвласти осуществлять госзакупки, в случае, если их предметом являются работы, которые непосредственно относятся к функциям соответствующего органа, а также установить критерии, определяющие случаи осуществления учреждениями закупок работ и услуг, выполнение (оказание) которых предусмотрено для них госзаданием. Согласно докладу правительства, совершенствование законодательства по данным вопросам не требуется.
Сложившаяся ситуация была проанализирована Счетной палатой.
На федеральном, региональном и муниципальном уровнях выявлено 1542 закупок работ (услуг), выполнение (оказание) которых отнесено к полномочиям органов государственной власти. На федеральном уровне - 1037, на региональном и муниципальном уровнях - 505. Сумма выявленных расходов по фактам передачи полномочий на федеральном, региональном и муниципальном уровнях составила 8,6 млрд руб., из них 8 млрд руб. приходятся на федеральный уровень.
Передача полномочий в различных формах выявлена и в рамках утверждения госзаданий подведомственных учреждений. На федеральном уровне объем таких субсидий составил более чем 5,7 млрд руб. Например, Роспатент в рамках госзадания ранее фактически передал подведомственному учреждению ФИПС выполнение своих функций по оказанию практически всех государственных услуг.
По фактам передачи полномочий наибольшее количество случаев в количественном и стоимостном выражении установлено в отношении Минпромторга и Минэнерго.
В Минэнерго как в рамках осуществления закупок, так и утверждения госзаданий подведомственным учреждениям, переданы полномочия на сумму 2 млрд руб. (351 млн - закупки, 1,6 млрд - госзадания). Минэнерго закупало работы по сбору данных, разработке и сопровождению согласования справочников наилучших доступных технологий (НДТ), одним из исполнителей которых являлось дочернее общество Газпрома, заплатившего в 2016 г. плату за негативное воздействие на окружающую среду более 800 млн руб. в бюджеты различных уровней. При этом, учитывая что с 2020 г. от платы освобождаются компании, использующие описанные в справочниках технологии, СП усматривает возможные риски необъективной оценки той или иной технологии.
Кроме того, были выявлены случаи разработки в 2015 г. отдельных проектов приказов и актов правительства в сфере электроэнергетики ООО «Карана», учредителем которого являлась компания США. Для подготовки различных концепций привлекалось ООО «ПрайсвотерхаусКуперс Консультирование», дочерняя компания глобального монополиста в составе большой четверки аудиторов, учредитель - голландская компания.
«Участие иностранных организаций в нормативно-правовом регулировании и разработке стратегических документов в ТЭК не может рассматриваться как соответствующее национальным интересам РФ», - заявил аудитор Рохмистров.
В отношении Минпромторга установлены факты передачи полномочий сторонним организациям в рамках осуществления закупок на общую сумму около 2,9 млрд руб. По словам аудитора, значительный рост объемов таких закупок произошел в 2016-2017 гг. Выявлены случаи передачи полномочий в рамках госзаданий.
Установлены случаи разработки нормативных правовых актов в сфере промышленных кластеров и технопарков ассоциациями-объединениями технопарков, то есть напрямую заинтересованными организациями.
В нарушение утвержденных правительством Правил делопроизводства в федеральных органах исполнительной власти Минпромторгом закупались услуги на сумму 220 млн руб. при наличии департамента, в компетенцию которого входит указанная деятельность, численностью порядка 120 человек.
Счетной палатой также было выявлено 16 фактов конфликта интересов. Так, Крыловский государственный научный центр, Высшая школа экономики, Институт экономики фактически оказывали Минпромторгу услуги специализированных организаций, а именно услуги по сопровождению закупок Минпромторга и готовили расчеты начальной (максимальной) цены контракта, при этом сами участвовали в данных закупках, признавались победителями и с ними заключались госконтракты.
По государственному заданию Минтранса осуществляет сопровождение и контроль за Транспортной стратегией Федеральное государственное бюджетное учреждение «Научный центр по комплексным транспортным проблемам Министерства транспорта РФ».
ФГБУ «НЦКТП Минтранса России» ежегодно получает субсидию 40-50 млн руб. В то же время Центр «зарабатывает» в рамках контрактов с другим подведомственным Минтрансу учреждением. По словам аудитора, Центр фактически все отдавал на субподряд. Аналогичные случаи установлены и в отношении двух других подведомственных Минтрансу организаций.
Максим Рохмистров также сообщил, что подведомственные Минтрансу госучреждения и предприятия по сути выступали организациями-посредниками в расходовании бюджетных средств в рамках реализации ФЦП «Развитие транспортной системы России» в 2016-2017 годах, получая за свое участие доход в размере 36,5 млн руб., из них 20 млн руб. - доход Центра.
По мнению Счетной палаты, привлечение органами госвласти сторонних и подведомственных организаций к реализации своих полномочий, носит не эпизодический, а системный характер, что свидетельствует об их значительной интеграции в работу органов власти.
Неурегулированность данной проблемы создает риски двойного расходования бюджетных средств, влияния частных организаций на государственную политику, информационной преференции отдельным организациям, коррупционные риски и возможность утечки информации.
На различных уровнях Счетной палатой выявлено более 1800 контрактов, заключенных учреждениями, в рамках выполнения госзаданий на общую сумму 5,2 млрд руб.
Так, подведомственное учреждение Минздрава России в рамках выполнения работ в 2015 г. по государственному заданию заключило 25 госконтрактов на сумму 300 млн руб., фактически передав 60% субсидии на субподряд. А около 30% субсидии ушли на зарплату работников учреждения.
В рамках проведенного анализа установлено, что отдельные учреждения фактически выступают посредниками между органом власти и бизнесом.
В то же время неспособность отдельных учреждений самостоятельно выполнять госзадание ставит под сомнение целесообразность их создания, а также существования в целом, поскольку закупки в этом случае могут осуществлять органы власти самостоятельно, исключив при этом расходы на содержание таких учреждений.
По результатам проведенных мероприятий Счетной палатой подготовлен комплекс мер, направленных на урегулирование сложившейся проблематики, в том числе путем анализа закрепленных функций (полномочий) органов госвласти и проведение их классификации на основные, связанные с властно-распорядительными полномочиями, и обеспечивающие, то есть обеспечивающие их основную деятельность.
Счетная палата предлагает сформировать перечень конкретных функций (полномочий) органов власти, осуществляемых непосредственно органами госвласти, и возможных к передаче в рамках закупок работ (услуг) или утвержденных госзаданий.
Предусмотрены и иные меры.
Материалы проверки направлены в указанные министерства и организации, также в Генеральную прокуратуру РФ, ФАС России, Федеральное казначейство, в палаты Федерального Собрания и Контрольное управление президента.
Из разных открытых источников известно, что подавление отечественной информационной сферы началось в составе уступок Хрущева Вашингтону в размен за изъятие ракет США с территории Турции. К настоящему времени Российские производители научились создавать весь спектр продукции для программного и аппаратного обеспечения, также телекоммуникации. Профильная комиссия СФ под руководством Людмилы Боковой приложила много сил для составления списков отечественных продуктов и выпуска их на рынок. Однако два международных гиганта - североамериканская Microsoft и китайская Huawei по коррупционным схемам выстроили блокаду отечественного продукта. В реальности ситуация сложнее, потому что российская интеллектуальная рабочая сила наиболее привлекательна по соотношению ее стоимости и продуктивности. В итоге кризиса сначала в США, затем в Китае производство переносили в Китай и потом в Россию. Иными словами, речь идет прежде всего об утечке доходов и внешнем контроле на фоне фальшивого импорта.
Сама схема передачи государственных функций частникам - англосаксонское изобретение, взятое на вооружение США с изначально слабым государством. Например, структура ФРС с функциями центробанка появилась по указу Вудро Вильсона в 1909 году, спустя почто полутора сотен лет после объявления независимости тринадцати британских колоний в 1776 году. При этом банкир Эдвард Ротшильд уговорил Вильсона учредить не государственную структуру а частную компанию, извратив идею русского царя Николая Второго о создании международного финансового стабилизатора с вложением в него сорока млрд руб. золотом. Понятно, что Вашингтон был заинтересован в уничтожении как царя, так и его письма о создании стабилизатора. В итоге ФРС выполняет обратную функцию глобального дестабилизатора, обеспечивая имперский приток ресурсов в США из зависимых стран. Зависимость обеспечивается разными инструментами и в первую очередь через аутсорсинг государственных функций для России. Также кадровую политику и смещение решений с публичных первых лиц на непубличных помощников, о чем говорила Джахан Поллыева для ситуации в европейских международных организациях. Как это делается, еще до допинговой истерики описала на своем опыте работы в ЕБРР Елена Котова в двух романах «Третье яблоко Ньютона» и «Провокация».
В ряде стран внешнее управление осуществляется напрямую в том числе Германии и Франции. В России так было для уничтожения СССР и КПСС, затем при трансформации законодательства, когда инструкции и проекты едва успевали переводить с английского.
К настоящему времени во Франции, где выборы проводит МВД, процесс напрямую подключен к Вашингтону и министр ВД занимается не столько растущей преступностью, сколько контролем и сдерживанием Марин ле Пен с ее суверенной программой. В Голландии и Гонконге некоторые суверенные функции переведены на английский язык. В непокорных странах Вашингтон меняет президентов через организацию акций, подобных состоявшимся накануне в городах России. На журналистской конференции СПбГУ в октябре 2017 года были представлены исследования таких акций и их организации с кластерным анализом.
Из этого можно понять, сколь велики и опасны усилия Вашингтона в сдерживании хода истории. Соответствующие ответные меры президента Путина и главы Счетной палаты Татьяны Голиковой являются чрезвычайно смелым шагом.