Минприроды проводит закон по ООПТ, но изменять границы нацпарков хочет через отмену категорий

Oct 21, 2015 11:31

5. 826412-6 Госдума в итоге обсуждения одобрила законопроект первого чтения о регулировании в области охраны и использования ООПТ.
Документ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» и отдельные законодательные акты РФ» внесен 29.06.15 правительством. Представил замминистра природных ресурсов и экологии Ринат Гизатулин.
Председатель комитета по природным ресурсам, природопользованию и экологии Владимир Кашин поддержал.
Законопроектом предлагается:
- запретить изменение целевого назначения, изъятие или иное прекращение прав на земельные участки и лесные участки, предоставленные федеральным государственным бюджетным учреждениям, осуществляющим управление заповедниками и национальными парками. Установить, что на территориях заповедников и нац. парков охота в целях осуществления научно-исследовательской деятельности и в целях регулирования численности охотничьих ресурсов, а также добыча объектов животного мира допускается только по разрешениям ФОИВа, в ведении которого находятся заповедники и нац. парки;
- ввести запрет на предоставление на территориях национальных парков земельных участков (за исключением полностью находящихся в границах населенных пунктов) для ведения ЛПХ, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального гаражного и жилищного строительства, размещение скотомогильников, создание объектов размещения отходов производства и потребления, радиоактивных, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ;
- ограничить возможность нового строительства и реконструкции спортивных и спортивно-технических сооружений - объектов капитального строительства на территориях национальных парков. Предусматривается, что порядок определения платы, взимаемой за посещение физ. лицами территорий заповедников в целях познавательного туризма и территорий национальных парков в целях туризма и отдыха, должен включать и случаи освобождения от взимания платы.
Устанавливается порядок осуществления преобразования заповедников в национальные парки (решениями Правительства РФ по представлению уполномоченного ФОИВа) и закрытый перечень таких заповедников:
- Тебердинский государственный природный биосферный заповедник (Республика Карачаево-Черкесия);
- Государственный природный заповедник «Столбы» (Красноярский край);
- Государственный природный биосферный заповедник «Командорский» (Камчатский край);
- Государственный природный заповедник «Гыданский» (Ямало-Ненецкий автономный округ).
Стенограмма обсуждения
Докладывает Ринат Ринатович Гизатулин - заместитель Министра природных ресурсов России. Пожалуйста.
Гизатулин Р. Р., официальный представитель Правительства Российской Федерации заместитель Министра природных ресурсов и экологии Российской Федерации.
Добрый день, уважаемые коллеги! Рассматриваемый проект федерального закона разработан во исполнение поручения Президента Российской Федерации, который дал соответствующее поручение правительству в части запрета на изъятие земельных участков и лесных участков, расположенных в границе национальных парков Российской Федерации, в части необходимости учёта интересов местного населения при установлении платы за посещение территории национальных парков, а также в части установления закрытого перечня государственных природных заповедников, которые в течение следующего года будут преобразованы в национальные парки, и порядок такого преобразования.
Законопроект вносит изменения в ряд федеральных законов, в частности, в закон об ООПТ, в закон об экологической экспертизе, в закон об оружии, в Земельный кодекс, в закон о защите прав юридических и физических лиц в части осуществления государственного контроля.
Что содержит предлагаемый вашему рассмотрению законопроект?
Первое. Он предусматривает усиление правового режима государственных природных заповедников и национальных парков. В частности, законопроект предусматривает запрет на предоставление на территориях национальных парков земельных участков для ведения личного подсобного, дачного хозяйства, садоводства, огородничества, индивидуального жилищного строительства, размещения скотомогильников и иных опасных производственных объектов. Законопроект ограничивает возможность нового строительства спортивно-технических и спортивных объектов на территории национальных парков. Законопроект устанавливает, что юридические лица и граждане, которым земельный участок национального парка предоставлен в аренду для осуществления рекреационной деятельности, проводят перечень мероприятий по согласованию с органом государственной власти, в ведении которого находится национальный парк или заповедник. Данные нормы не распространяются на два национальных парка - на Сочинский национальный парк и на Национальный парк Приэльбрусья в соответствии с отдельными решениями Президента Российской Федерации.
Уточнён порядок пребывания граждан и юридических лиц на территории национальных парков и заповедников.
Законопроект расширяет полномочия государственных инспекторов в области охраны окружающей среды на территории заповедников и национальных парков, устанавливает их права по использованию служебных обязанностей и соответствующего оружия.
Законопроект вносит иные изменения в разные законодательные акты, направленные на устранение пробелов и противоречий действующего законодательства.
Ну и ключевое - законопроект устанавливает закрытый перечень заповедников, это 4 заповедника в Российской Федерации, которые 2016 году будут преобразованы в национальные парки.
Законопроект рассмотрен на всех необходимых комитетах Государственной Думы. Просим поддержать указанный закон.
Председательствующий. Спасибо. Присаживайтесь. Александр Евсеевич Хинштейн. Прошу прощения, рано, Александр Евсеевич. Владимир Иванович Кашин. Александр Евсеевич, вы по ...
Кашин В. И., председатель Комитета Государственной Думы по природным ресурсам, природопользованию и экологии, фракция КПРФ. Спасибо.
Уважаемый Сергей Евгеньевич! Уважаемые коллеги!
Комитет рассмотрел данный проект закона и считает возможным проголосовать за него дружно в первом чтении.
Вопросы, которые озвучены были докладчиком, действительно, важны для того, чтобы укрепить правовой режим и в национальных парках, и в заповедниках. Действительно, мы с вами здесь уже неоднократно говорили О необходимости расширения прав инспекторов, которые работают по охране заповедных, наших особо охраняемых территорий с тем, чтобы убрать административные барьеры. Мы не раз с вами говорили о необходимости всё сделать для того, чтобы чувствовали себя нормально на подобных территориях коренные малые народы. И мы всегда с вами выступали, в последний период времени особенно, за то, чтобы вопросы экологической экспертизы также были укреплены и усилены.
Да, действительно, были вопросы, связанные с платностью при проведении экскурсий в заповедных местах, в национальных парках, туристические маршруты, но, действительно, ведь даже иметь в виду, если просветительная вся составляющая является бесплатной, то на этих направлениях есть необходимость включить правовой механизм, который бы дал возможность осуществлять на этих направлениях платные системы.
В целом, ещё и ещё раз хочу сказать: поддерживая это решение, мы на комитете достаточно подробно обсудили и те замечания, которые необходимо устранить, ко второму чтению готовя данный законопроект.
Министерство согласилось с замечаниями комитета и у нас есть полная уверенность, что в данном направлении ко второму чтению будет ещё более системно и профессиональнее подготовлен законопроект ко второму и третьему чтениям.
Комитет Совета Федерации профессиональный, наше Правовое управление и президент, и Государственная Дума также считают, как и правительство, возможным проголосовать и принять законопроект в первом чтении. Прошу поддержать.
Председательствующий. Спасибо, Владимир Иванович.
Коллеги, какие есть вопросы? Прошу записаться.
Включите режим.
Покажите список.
Александр Николаевич Шерин.
I Пер и м А. Н., фракия ЛДПР.
Уважаемый Ринат Ринатович, хотелось бы услышать ваше авторитетное разъяснение простым доходчивым языком. Речь идёт о жителях Клепиковского района Рязанской области, которые полностью входят в состав национального парка "Мещерский". После принятия данного закона перестанут ли они обязаны быть получать бесплатные пропуска на территорию, на которой они сотни лет проживают? Какие будут у них права на территории, где они прописаны и проживают, и имеют собственность и жильё, по вопросу сбора грибов, ягод, посещения лесов, останавливаться на автомобилях, за что их штрафуют, для тех или иных причин вот на территории этого парка? Вот разъясните, чтобы они были спокойны, потому что этим вопросом мы с ними совместно занимаемся уже не один месяц.
Спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Ринат Ринатович.
Гизатулин Р. Р. Уважаемый Александр Николаевич, как раз этот законопроект уточняет перечень случаев, при которых разрешение на посещение нацпарков для жителей населённых пунктов, которые целиком входят в границы указанного нацпарка, отменяется, собственно, мы во исполнение поручения президента эту норму корректируем.
Председательствующий. Василий Юрьевич Максимов.
Максимов В. Ю. Ринат Ринатович, безусловно, очень актуальный закон, очень нужный и важный. Но ВОТ вызывают сомнения некоторые положения, которые вЫ здесь продекларировали. Вот, например, от« хс«с««с« о^™^^,, реконструкций спортивных и спортивно-технических сооружений, которые есть в пределах этих комплексов. Ну а если они обветшали, вот это вот... тогда придётся их ликвидировать. Что значит, каким образом понимать вот это вот ограничение?
Председательствующий. Пожалуйста, Ринат Ринатович.
Гизатулин Р. Р. Уважаемый Василий Юрьевич, у нас спортивно-технические и спортивные объекты в Российской Федерации построены на территории двух национальных парков: Сочинском национальном парке и парке "Приэльбрусье". Они исключены из этого перечня ООПТ, в отношении которых вводится такой запрет.
Соответственно у нас других случаев, где нам необходимо реконструкцию проводить указанных объектов, просто нет в Российской Федерации.
Председательствующий. Спасибо.
Ильдар Ирекович Гильмутдинов.
Гильмутдинов И. И., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо большое.
Ринат Ринатович, у нас в основном Законе "О физической культуре и спорте..." используется терминология "объекты физической культуры и спорта". У нас нет "спортивно-технических сооружений", такой терминологии. Мы уже даже законопроект вносили поправить в иных законодательных наших законах, вот привести в единую терминологию.
Я попросил бы вас ко второму чтению внимательно посмотреть и в соответствии с Законом "О физической культуре и спорте...", чтобы у нас были всё-таки общие подходы и общие терминологии. Там есть, не всё как бы просто, но просил бы на это обратить внимание.
Председательствующий. Ринат Ринатович.
Гизатулин Р. Р. Безусловно, совместно с Владимиром Ивановичем Кашиным всё это доработаем ко второму чтению. Председательствующий. Спасибо. Светлана Викторовна Максимова. Максимова С. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Ринат Ринатович. Вы знаете, конечно, хорошо, что мы будем охранять национальные парки, но до того, как их создали, да, национальные парки, были, там есть и крестьянско-фермерские хозяйства и сельхозпроизводители. Вот как будет с ними?
Потому что года два или три тому назад был такой инцидент у нас, Тверская область, Осташковский район, были суды, что людей просто-напросто, и личные подсобные хозяйства просто-напросто выселяли из этих территорий и отбирали, а земля-то у них в собственности, они когда-то её выкупили.
И вообще, я считаю, что целые районы, они же не могут быть без сельского хозяйства.
Председательствующий. Ринат Ринатович.
Председательствующий. Светлана Викторовна, мне трудно прокомментировать.
Я знаю случаи, когда освобождались незаконно занятые участки в национальном парке"Завидово".
Собственно, если есть какие-то другие случаи, когда кто-то превышал свои полномочия и выселял людей, в случае, если право собственности было зарегистрировано на эти земельные участки. Давайте мы отдельно разберемся. Готов буду ответить на ваши вопросы.
Председательствующий. Спасибо.
Максим Андреевич Шингаркин.
Шингаркин М. А., фракция ЛДПР.
Уважаемый Ринат Ринатович. Законодательство Российской Федерации предполагает, что не только сотрудники правоохранительных органов могут ограничивать граждан. В частности сотрудники частных охранных предприятий, служб транспортной безопасности имеют ряд полномочий на особых территориях осуществлять контроль за действиями граждан.
Почему же у нас государственные инспектора в национальных парках даже с учётом перспективных расширяющих полномочий не получают ограниченные по территории полномочия сотрудников правоохранительных органов в части в том числе выдворения незаконно находящихся вооружённых людей или пресечения их деятельности без привлечения сотрудников полиции? Большое спасибо.
Председательствующий. Пожалуйста, Ринат Ринатович.
Гизатулин Р. Р. Уважаемый Максим Андреевич, на самом деле, конечно, сотрудники инспекций наших национальных парков имеют практически все необходимые полномочия на их территории. Но указанным законопроектом, который сегодня мы рассматриваем, мы вносим изменения в ряд других законов и даём им полномочия охотничьего инспектора, лесного инспектора, инспектора по охране объектов животного мира и так далее. То есть расширяем их перечень полномочий.
Но, благодаря депутатам Государственной Думы, в прошлом году, я отдельно хочу поблагодарить, все наши сотрудники национальных парков и заповедников сохранили свои права и обязанности, имеют полные права на своей территории. Поэтому мы не сталкивались с проблемой, связанной с тем, что кто-то, кто незаконно пересёк границу, например, заповедника и был пойман нашим госинспектором, не был выдворен за территорию указанного заповедника.
Председательствующий. Спасибо.
Ахмат Чокаевич Эркенов.
Эркенов А. Ч., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Спасибо.
Ринат Ринатович, ну закон на самом деле очень хороший. Если бы мы его приняли 10-15 лет, наверное, мы бы не уничтожили столько заповедных зон, особенно лесных массивов, фауну и флору. Но вопрос вот в чём.
Первое. Назовите хотя бы одну причину, в соответствии с которой можно заповедную зону сделать национальным парком. Мне кажется, что в заповедной зоне, в которой всё запрещено, вернее, в национальном парке, в котором что-то разрешается, может быть и заповедная зона.
И второй вопрос. Не кажется ли вам, что в таком хорошем законе, где ссылаются на некие исключения, которые определяются границами, которые у нас сегодня очень плавают, и второе, что вот в исключительных случаях для спортивных и так далее, что вот эти исключительные случаи могут войти в практику? Спасибо.
Гизатулин Р. Р. Да. Уважаемый Ахмат Чокаевич, на самом деле мы предлагаем поддержать нашу инициативу по переводу всего четырех заповедников в национальные парки, это заповедники: Тебердинский, заповедник "Столбы" в Красноярском крае, Гыданский в Ямало-Ненецком округе и Командорский заповедник.
По каждому заповеднику готов доложить. Но в принципе депутаты, которые представляют указанные субъекты Российской Федерации, в курсе тех причин, которые послужили для нас поводом к внесению указанного законопроекта.
Но приведу конкретный пример. Согласно закону посещение государственного природного заповедника запрещено. При этом заповедник "Столбы", который находится под Красноярском, ежегодно посещают порядка 300 тысяч людей.
Собственно, вот это осознанное нарушение законодательства, на которое мы были вынуждены идти на протяжении 20 лет, мы сейчас, собственно, ликвидируем.
То же самое касается, например, Гыданского заповедника в Ямало-Ненецком округе. На территории этого заповедника проживает значительное число коренных малочисленных жителей. Собственно, они ведут охоту, рыболовство, ведут традиционный образ жизни. Это несовместимо с режимом заповедника и так далее.
Собственно, все четыре заповедника прошли необходимое обсуждение, в том числе в крупнейших российских природоохранных организациях. И наша инициатива была поддержана.
Что касается вашего второго вопроса, то мы согласно поручению президента ужесточаем режим, то есть мы запрещаем в принципе любую иную возможность строительства объектов на территории нацпарков и заповедников, кроме двух территорий. Сочинский нацпарк - всё-таки это территории, где проходили Олимпийские игры, она достаточно развита, она действительно нуждается в реконструкции, в продолжении развития этого региона.
Национальный парк "Приэльбрусье" - это тоже одна из точек роста, где компания "Курорты Северного Кавказа" реализует крупный проект по развитию горнолыжного туризма в этом регионе.
Председательствующий. Спасибо.
По ведению - Надежда Васильевна Школкина.
Школкина Н. В., фракция "ЕДИНАЯРОССИЯ".
Уважаемый Сергей Евгеньевич, у меня на самом деле просто по вопросу... кнопочка не нажалась. Можно задать вопрос? Да, Уважаемый Ринат Ринатович...
Председательствующий. Задайте, только в следующий раз нажимайте правильную кнопочку.
Школкина Н. В. Ну вот не сработала.
Уважаемый Ринат Ринатович, мы, безусловно, поддержим ваши все поправки правительства, которые направлены на наведение порядка в национальных парках.
Но я хотела бы здесь поддержать свою коллегу Светлану Викторовну. И мы бы хотели бы увидеть поправки правительства, которые направлены на исправление ошибок по установлению границ национальных парков.
Действительно, в регионах и, в частности, у меня в Республике Мордовия есть ошибки, когда целые улицы попали в рамках национального парка, и, вы знаете, мы четыре года с вами пытаемся исправить ошибку, фактически нарушая конституционные права наших граждан.
Поэтому просьба здесь поддержать и депутатов, и я думаю, Владимир Иванович нас поддержит, чтобы нам внести соответствующие поправки по, опять же, устранению ошибок, совершённых в том числе по воле чиновников.
Гизатулин Р. Р. Надежда Васильевна, спасибо за ваш вопрос, вы его, правда, не первый раз задаёте. Собственно я вам отвечу, наверное, то же самое. В данный момент в Государственной Думе рассматривается, готовится ко второму чтению законопроект об отмене категорий земель, в котором есть соответствующие поправки, предусматривающие возможность изменения границ национальных парков и заповедников. Это сложный законопроект, вокруг него сейчас ведётся отдельная работа.
На данный момент в российском законодательстве возможности изменить границы нацпарков или заповедников нет. Это прямые нормы запрета в Земельном кодексе, в нашем законе об ООПТ, в законе "Об охране окружающей среды". В случае если депутаты примут соответствующие поправки и дадут правительству возможность скорректировать границы, конечно, те ошибки, которые были совершены в 70-80-е годы, я считаю, мы устраним оперативно достаточно.
Председательствующий. Спасибо.
Все вопросы заданы. Кто хотел бы выступить? Прошу записаться.
Включите режим. Покажите список. Александр Николаевич Шерин.
Шерин А. Н. Ринат Ринатович, очень рад, что есть такая возможность уникальная вам передать слова благодарности от жителей Клепиковского района Рязанской области, которые проживают на территории национального парка и, к сожалению, они не часто этому рады. Вот я данную редакцию закона просмотрел, конечно, нужно защищать нашу природу, охранять наши заповедники. Кстати, национальный парк "Мещерский" граничит с биосферным Окским заповедником. Пользуясь случаем, хочу прорекламировать природу Рязанской области, там единственные зубры, в Центральном федеральном округе, проживают.
Я о чём бы вас хотел убедительно попросить, каждый раз, когда я направляю депутатские запросы в региональные профильные ведомства, они ссылаются на то, что эта территория находится в ведении федеральных структур, и соответственно они ничего поделать не могут. Доходит до того, что люди не могут проложить даже природный газ, потому что на эту территорию наложены ограничения. Причём все разрешения необходимо согласовывать с федеральными органами, и, как правило, такая возможность есть у тех людей, которые проживают в нашей столице.
И проблем по строительству у наших уважаемых гостей из города Москвы не возникает. Зато у местных жителей куча этих проблем, которые они не знают, как разрешить, люди, которые живут в сельской местности пенсионного возраста, которые слабо разбираются во всех этих хитросплетениях.
Я вас убедительно прошу, организуйте, пожалуйста, встречу с жителями Клепиковского района, которые проживают на территории национального парка "Мещерский", направьте представителя, проведите накануне второго чтения встречу совместно с профильным ведомством Рязанской области, министерством, которое за это отвечает, и соответствующие поправки ко второму чтению от вашего министерства внесите.
Но таким образом, чтобы этот закон, который будет принят в окончательном варианте, он не навредил жителям, проживающим на этой территории.
Я ещё раз повторяю, что ЛДПР выступает за защиту наших природных памятников, заповедников, за сохранение экологии, за сохранение лесов.
Но, к сожалению, ещё раз повторяется ситуация, как в Константинове, где все бьются за территорию Родины Сергея Есенина. Местным жителям ничего там делать, строить нельзя, зато появляются новые коттеджи гостей из крупных городов, нашей столицы.
Чтобы то же самое не произошло на территории национального парка "Мещерский".
Ещё раз напомню, у людей возникает на сегодняшний момент проблема, проложить природный газ к своему жилищу. Спасибо большое. Председательствующий. Спасибо.
Ринат Ринатович, вы ещё раз будете выступать? Пожалуйста.
Гизатулин Р. Р. Да, Александр Николаевич, Сергей Евгеньевич.
Безусловно, если необходимо такое, соответственно ваше поручение сейчас прозвучало, проведем встречу с жителями населенных пунктов, которые входят в границу национального парка.
Председательствующий. Спасибо.
Владимир Иванович Кашин. Микрофон.
Кашин В. И. Я хотел бы поблагодарить всех задавших вопросы, выступивших за неравнодушное отношение к данному законопроекту и пригласил бы всех активно работать вместе с нами при подготовке ко второму чтению законопроекта.
Председательствующий. Спасибо. Выносим законопроект на "час голосования".
Первое чтение 434 0 0 17:01
Previous post Next post
Up