t30.01.25 Лев Московкин, Наталья Вакурова
Трагедия вместо конфетки
Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой
Спектакль «Пушкин. В поисках любви» учебного театра Института современного искусства был показан в новом Арт-центре ИСИ на Берсеневской набережной в помещении бывшей кондитерской фабрики «Красный октябрь» в четверг 30 января.
Автор и режиссер Заслуженная артистка России Марина Могилевская, руководитель курса Народный артист России Алексей Шейнин.
Спектакль построен в формате общественного суда над обвиняемым Пушкиным. Такой жанр был популярен век назад. Например, в романе Каверина «Два капитана», в школьные годы главного героя, инсценируют общественный суд над Евгением Онегиным - зачем он убил Владимира Ленского?
В интересное время мы живем. Постоянно приходит нечто новое о, казалось бы, хорошо известном. Ну, уж от Пушкина ожидать чего-то нового было сложно. Но вот прошла конференция ИСИ «Пушкин как культурный код России». Большинство представленных докладов приоткрыли завесу чего-то неизвестного.
Маргарита Симоньян в своем блоге совершенно неожиданно рассказала про особенности отношений убийцы Пушкина Жоржа Дантеса и его покровителя, нидерландского посла, барона по имени Луи-Якоб-Теодор ван Геккерн де Беверваард.
Спектакль «Пушкин. В поисках любви» в формате суда позволил представить на сцене глубокий анализ психологического портрета Александра Пушкина с использованием его же словесного наследия и письменных свидетельств его современников.
В достижении заданной цели ключевую роль сыграло то, что Марина Могилевская не литературовед и не пушкинист. Соответственно, она свободна от наслоений штампов, накопленных профессиональной тусовкой.
Марина Могилевская явно стремится к искренности предмета своего исследования. Она точно вне едкой сатиры Галича: «Не бойтесь хвалы, не бойтесь хулы, Не бойтесь пекла и ада, А бойтесь единственно только того, Кто скажет: «Я знаю, как надо!».
В комментарии после спектакля Марина Могилевская не случайно вспомнила оценки Андрея Белого: «Все мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Они не гарантируют нас от позднейших увлечений музой Надсона или ловкой музой графа Алексея Толстого. Пушкин самый трудный поэт для понимания. В то же время он внешне доступен. Легко скользить на поверхности его поэзии и думать, что понимаешь Пушкина. Легко скользить и пролететь в пустоту».
Безусловным достижением автора является качественный перегруженный смыслом текст, воспринимаемый со сцены благодаря сочетанию со сценическим действием. Опять же, профессионалу из высокой тусовки, может быть, угодно иное мнение, но что нам до тех, кто знает, как надо?
«Что он Гекубе? Что ему Гекуба? А он рыдает»…
В спектакле отражены характерные особенности вербального поведения Пушкина в последние часы перед смертью. Из-за кровотечения физических действий он совершать не мог. Его способность к моральной мобилизации выразили слова.
Человек обладал особым, редким и характерным типом личности со способностью мобилизоваться в беде.
Не менее характерны отношения Пушкина с будущими декабристами. В кружок заговорщиков его не впустили, считая легкомысленным. И действительно, 136 тыс долгов откуда? 92,5 перед частными лицами и 43 перед казной. В пересчете 81 млн.
Тут есть повод задуматься, кто более легкомысленный. Один обнуляет все личные проблемы революционным подвигом и уже независимо от своей воли переходит в иной статус, чтобы дать повод Достоевскому ощутить сложившееся изнутри собственной личности и описать соответствующую мотивацию. Или человек с непостоянным характером, способный в абрисе-конспекте неоконченной главы «Евгения Онегина» скудно и беспощадно вскрыть мотивацию типичного революционера.
Спустя десять лет тема вылилась в «Историю Пугачевского бунта».
История девка грубая и коварная. Дурак учится на своих ошибках, умный на чужих.
Пушкин предвосхитил фильм-расследование Первого канала «Союз спасения», где это спасение предстает достаточно скучной непривлекательной деятельностью.
Каким образом сочетался вспыльчивый характер нашего героя с его добровольно-каторжной способностью работать систематически по самоорганизации и системно по смыслу с логическими прорывами?
В спектакле перед его завершением актеры выкрикивают «А почему?..»
Суд завершился, «почему» осталось множество.
По словам Марины Могилевской, анализ завершается многоточием.
Поскольку от времени Пушкина записей осталось много, автору постановки удалось ресинтезировать полноценное интервью на раскрытие личности. Такой труд ценится меньше нафантазированного из собственной головы продукта, но на деле искать цитаты и собирать их в единый ансамбль намного более затратно и по времени, и по таланту. Надо обладать мощной оперативной памятью и естественнонаучной способностью выбирать существенное. Ну и еще чтобы детектор ошибок Натальи Бехтеревой в голове работал.
Могилевская доказала, что Пушкин воистину бессмертен.
Существуют две версии предопределенной гибели великого поэта, аналитического писателя-историка и творца современного русского языка.
В спектакле упор делается на травлю Пушкина и его жены Натальи Николаевны, предпринятую Дантесом под управлением его покровителя барона Геккерна с целью сокрытия их порочной связи.
Смысл был такой, что если человек волочится за настоящей женщиной, у него не может быть отклонений в половой сфере.
Жорж Дантес женился на сестре Натальи Николаевны Пушкиной Екатерине Гончаровой, но не прекратил попытки давать повод путем демонстрации своего отношения к Наталье.
Другая версия о миссии-поручении Дантеса уничтожить заложенного в великом поэте патриотического начала, видимо, не нашла места ни в его творчестве, ни в письменных свидетельствах людей его круга. Взаимного противоречия в этих версиях нет.
Западная версия об ангажированном патриотизме придворного поэта окончательно исключается.
В корзину идут домыслы об интимных отношениях Натальи Николаевны с императором. В сети можно найти относительно релевантные фантазии, очевидно, предпринятые для размывания значения Александра Пушкина для русской культуры и его влияния на общечеловеческую культуру.
Спектакль-расследование Марины Могилевской вооружает возможностью отсеивать релевантность, относящуюся к сочинителю версий, но не к предмету его внимания.
Русская культура существует в образе Натальи Николаевны, сильной и надежной женщины с нежной красотой и выраженным естественным материнским инстинктом. Она развивается любовью ее создателей к ее носителям.
Такая культура слишком привлекательна, чтобы у нее совсем не было врагов.
То же относится и к самому Пушкину, и к его жене. Градус завистливой ревности поражает далеко не всех, но именно он может служить точной мерой таланта, истины и красоты.
За что подсудимый был выслан из Петербурга? За правду. Конкретнее? Версия заинтересованности будущего Александра Первого в убийстве его отца Павла Первого.
В спектакле нашло отражение, кажется, все хоть как-то описанное, включая издевательский по отношению к графу Воронцову отчет Пушкина о нашествии саранчи на Молдавию.
«Саранча: 23 мая - Летела, летела; 24 мая - И села; 25 мая - Сидела, сидела; 26 мая - Все съела; 27 мая - И вновь улетела. Коллежский секретарь Александр Пушкин».
Анализ личности начинается с детства. Родители избегали жить с Александром в одном имении, чтобы избежать его дурного влияния на брата Льва и сестру Ольгу. Их мать Надежда Осиповна Пушкина (урожденная Ганнибал) отдавала предпочтение любимому сыну Льву. Так бывает.
Мамой Саша Пушкин называл няню Арину Родионовны (Ирину). Ее сказки стали ядром творчества будущего поэта. Это удивительно и для России типично. А разве не удивительно, что шкодливый ребенок умел слушать и запоминать?
«Когда строку диктует чувство, Оно на сцену шлёт раба, И тут кончается искусство, И дышат почва и судьба». Борис Пастернак).
Учебный театр ИСИ особенный. Тут ставят спектакли практически без декораций, заполняя сцену подручным реквизитом в виде стола, стула, иногда каких-то коробок или чемоданов. В спектакле «Пушкин. В поисках любви» были только стулья. Задача режиссера занять всех выпускников в дипломном спектакле и дать им возможность показать себя, чему их научили в ИСИ. Студенты выкладываются так, как в первый и последний раз одновременно. Кто работает уже много на профессиональной сцене, так не играет.
У студентов Театрального факультета ИСИ хорошо поставленная сценическая речь, что существенно для такого нагруженного смыслом спектакля, как «Пушкин. В поисках любви».
Согласно версии Марины Могилевской, необъяснимые способности Пушкина к упорной работе подчинены любви автора к своим читателям.
Ценное качество для любого таланта.
После спектакля «Пушкин. В поисках любви» стали в полной мере понятны строки Михаила Лермонтова: «Погиб поэт!- невольник чести - Пал, оклеветанный молвой»...
139-й воинский артикул, принятый в 1715 году Петром Первым, строго запрещал дуэли, поединки и драки между офицерами. За ослушание полагалась казнь через повешение, причем повешению подлежали все участники дуэли, включая погибшего.
В артикуле 140 того же документа говорилось: «Ежели кто с кем поссорится и упросит секунданта (или посредственника), онаго купно с секундантом, ежели пойдут, и захотят на поединке битца, таким же образом, как и в прежнем артикуле упомянуто, наказать надлежит».
В 1716 году наказание за поединки было ужесточено в Воинском уставе: дуэлянтам и их секундантам грозила не только смертная казнь, но и конфискация имущества.
Приговоры в отношении участников дуэли Дантеса и Пушкина были смягчены. Дантеса разжаловали и выслали. Странно, что этого не сделали раньше. Нидерландский посол Геккерн тоже покинул Россию. Оба прожили долгую счастливую жизнь с чувством выполненного долга. Российская власть всегда была лояльна к вмешательству извне. Секундант Дантеса виконт Оливье д'Аршиак сбежал во Францию. Секундант Пушкина Константин Карлович Данзас был разжалован в рядовые.
Наталья Николаевна тяжело пережила смерть мужа и с детьми удалилась в деревню, как он ей и завещал перед смертью: «Поезжай в деревню. Носи по мне траур два года, а потом выходи замуж, но только за порядочного человека».
Наталья Николаевна так и сделала. Получила несколько заманчивых предложений и неожиданно для себя согласилась выйти замуж за Петра Ланского, который в нее влюбился. В доме воспитывалось четырнадцать детей.
Долги Пушкина перед казной погасил император. Издал полное собрание сочинений и позаботился об учении и положении детей.
Екатерина Дантес (Гончарова) уехала с мужем во Францию, родила четырех детей и умерла месяц спустя родами сына.
Печальная история от Марины Могилевской стала для нас лучом света в буйном царстве без царя в голове. То было время, когда женщины не могли уклониться от своего естественного предназначения и попусту не буянили. А мужчины знали, что такое честь и слово, взятые на себя обязанности. Слово «любовь» не означало насмешку над собственной природой. Считались отклонением присущие некоторым предвестникам будущего свойства: барон Геккерен со своим приемным сыном Жоржем Дантесом, ради карьеры готовым ломать собственную биологию, персонажи Евгений Онегин и Анна Каренина, повешенные бунтовщики Кондратий Рылеев, Михаил Бестужев-Рюмин, Петр Каховский, Сергей Муравьев-Апостол, Павел Пестель.
Все уже было согласно принципу «будущее сегодня» синергетика Сергея Курдюмова. Только норма пока еще была естественной.
Наши заблуждения налицо, как и параллели времен. Николай Первый курировал судьбу Пушкина и погасил его долг. 29 дуэлей, по артикулу должны были давно повесить.
«Других писателей у меня для вас нет», - сказал Сталин. Мандельштам подрался с Толстым из-за жены, Пастернак хотел закончить самоубийством, Булгаков вбил себе в голову смертельную болезнь, Симонов влюбился в непутевую актрису.
Без преувеличения золотой фонд нации и поведение балованное.
Пушкин оставил вполне рукотворный посредством гусиного пера памятник той эпохе. Вся его жизнь похожа на зарождение нового человека в иллюстрацию теории катастроф Рене Тома с математическим описанием причин сохранения нормы.
Марина Могилевская провела археологические раскопки национальной памяти, студенты ИСИ воспроизвели на сцене нового Арт-центра. Обсуждать такой спектакль с позиций театральных канонов неправильно, суть ускользнет, как, собственно, и написал Андрей Белый. Марина Могилевская напомнила в комментариях для журналистов после спектакля.
В своей квалификации ИСИ она права. Ничто не случайно в нашем мире, и теперь у нас другие предвестники будущего на основе национального прошлого общечеловеческого звучания.
Марина Могилевская сказала, что она бы поставила в конце своей истории многоточие. Это правильно, имея в виду обилие всяческих версий, включая очевидно сфабрикованные вокруг судьбы Пушкина-человека. Все же высшим судьей является массовое сознание, которое в нынешнее время опять несовместимо с общественным мнением. Наше заключение таково, что спектакль «Пушкин. В поисках любви» Марины Могилевской в исполнении выпускников ИСИ является завершенным, полноценным и исчерпывающим произведением. Он позволяет адекватно и репрезентативно представить как эпоху, так и человека, описавшего ее. Нет ничего лишнего или незавершенного.
Спасибо Автору.
Действующие лица и исполнители
А.С.ПУШКИН - Максим Фортуна
ДАНТЕС - Григорий Кетов
СУДЬЯ 1 - Данил Смолкин
СУДЬЯ 2 - Георгий Краснов
ПРИСЯЖНЫЕ ЗАСЕДАТЕЛИ
- Никита Светлицкий
- Анфиса Ефимова
- Ксения Задорина
- Сергей Чулаков
Комментарии к спектаклю
М.М.: Центр Института современного искусства открывается нашим спектаклем. Зная, сколько сил ректор Ирина Наумовна Сухолет вкладывает в это пространство, у меня нет сомнений: очень скоро оно станет любимым для многих. Спасибо вам.
Л.М.: Мы живем в удивительное время. Постоянно приходит новое о, казалось бы, хорошо известном. От Пушкина можно было ожидать меньше всего. Ваш спектакль глубокий психологически анализ личности Пушкина. В конце после суда остается много вопросов «А почему?» Как вы сами считаете, вы этот анализ завершили? Или что-то осталось неизведанным, а что-то просто не вошло в текст спектакля?
М.М.: Я оставила многоточие. Потому что завершать этот анализ уж точно не мне. Как вы понимаете, я не литературовед и не пушкинист. Я сказала, что я думаю. И даже знаете, конечно, я сказала многое о Пушкине, что меня удивило, когда я погрузилась в этот материал. То, что я в мои серьезные года, оказывается, не знала. Мне хотелось, чтобы малоизвестную информацию узнали остальные. Потому что ее не знают многие, к сожалению огромному. Мне хотелось, чтобы этот спектакль был о нас с вами. Потому что мы так часто за словами «Пушкин это наше все» и «Пушкин Солнце нашей поэзии»… Очень часто за этим мало что стоит. Андрей Белый говорил - мы с детства обязаны хвалить Пушкина. Холодны эти похвалы. Легко скользить и пролететь в пустоту..
Вот мне захотелось сделать спектакль об этом. Чтобы посмотрели и поняли - тогда не досмотрели, не уберегли. Не поняли лучшего из лучших. Не поняли и не защитили. И продолжаем это делать. Вот та моя мысль, которую я хотела сказать.
Л.М.: Как сочетается вспыльчивый характер с системной и иногда прорывной работой?
М.М.: Я думаю, одно дополняет другое. Потому что только системно работать тоже невозможною. Нужно иногда выходить из клетки. Но это вопрос больше к Александру Сергеевичу. Не ко мне. Я не знаю. Он сочетал и сочетал гениально.
Л.М.: Меня всегда удивляет на спектаклях ИСИ, что студенты выкладываются как первый и последний раз одновременно. Кто много играет на профессиональной сцене, так не играет.
М.М.: Я скажу об этом несколько слов. Я нахожусь в совершенном потрясении от студентов Института современного искусства. Они прекрасно обучены. Работают как профессиональные артисты. Но главное, они удивительно думающие. Они желающие знать. Они горят. Они хотят находить что-то новое. Они удивительно талантливые и умные ребята. Я думаю, что не последнюю роль в этом играет та атмосфера, которая существует в институте. Я человек там новый и сторонний, наверно, потому что я не так давно познакомилась с Институтом. Я действительно этим удивлена. Низкий поклон мастеру этих ребят, которые заняты в спектакле, Алексею Шейнину и его педагогам, что они вырастили таких ребят. Чудесных, талантливых и профессиональных. И, конечно, Институту за то, что дает возможность. Нам Институт подарил два месяца гастролей. Это же для детей какой подарок! Это счастье работать на разные залы на разных площадках. Встречаться с разным зрителем. Это, конечно, огромная хвала. Огромное спасибо Ирине Наумовне Сухолет за то, что она делает.
Маркелова. Она уже выпустила десятый сборник своих стихов.
Сухотел: Сегодня другое мероприятие.
Дополнения
Фотоальбом
https://isi-vuz.ru/photo/fotoalbom-spektakl-puskin-v-poiskah-lubvi-akterskogo-kursa-aleksea-sejnina-rezisser-marina-mogilevskaa https://www.culture.ru/live/movies/111808/pushkin-v-poiskakh-lyubvi?ysclid=m6lqc4hrby471589683Новая постановка к 225-летию со дня рождения Александра Сергеевича Пушкина, основанная на материалах судебного дела, которое велось над поэтом посмертно.
Режиссер и создатель постановки, заслуженная артистка России Марина Могилевская провела глубокую работу со сложнейшим материалом. Великий русский классик, как его описывают в учебниках, зачастую совершенно не знаком своему читателю.
Идея сделать постановку о величайшем поэте, о котором известно так много, но, на самом деле, чрезвычайно мало, возникла во время поездки по Пушкинским местам. Стало понятно, что совершенно нет целостного представления о Пушкине, как о человеке. И начался поиск материалов, писем, воспоминаний, документов о дуэли. Обнаружилось так много неожиданных фактов, что уже было невозможно оторваться от этой истории, все больше вопросов возникало. Захотелось попытаться понять: почему за всю жизнь Пушкин не посвятил своей матери ни одного стихотворения? Что стояло за его восторженной любовью к женской красоте и столь частой сменой объектов внимания? Почему за такую короткую жизнь состоялось 29 дуэлей? Почему ухаживания Дантеса за Натальей Николаевной были подчеркнуто демонстративны? Почему великого поэта провожали в последний путь тайно и в отсутствии близких? Кто отдал приказ судить Пушкина посмертно?
В постановке играют выпускники актерского факультета Института современного искусства мастерской народного артиста России Алексея Игоре Шейнина.