Стенограмма пленарное заседание ГД 24.10.24 ФОМС Бюджет-25 в первом чтении - часть 1

Oct 24, 2024 18:41

Стенограмма пленарное заседание ГД 24.10.24 ФОМС Бюджет-25 в первом чтении - часть 1
А сейчас переходим к рассмотрению следующего вопроса. 4-й вопрос нашей повестки. О проекте федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов." С докладом выступит официальный представитель Правительства Российской Федерации председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования Илья Валерьевич Баланин.
Коллеги, мы с вами вопрос предыдущий рассматривали около четырёх часов, планируется отвести на обсуждение данного вопроса около двух часов. И затем у нас с вами ещё следующий вопрос. О проекте федерального закона "О бюджете Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на 2025-й и на плановый период 2026 и 2027 годов". Также где-то планируем в течение двух часов обсуждать и этот вопрос.
Просьба перейти к обсуждению вопроса о бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Пожалуйста, Илья Валерьевич.
Баланин И. В., официальный представитель Правительства Российской Федерации председатель Федерального фонда обязательного медицинского страхования.
Уважаемый Вячеслав Викторович, глубокоуважаемые депутаты! Формирование проекта бюджета фонда осуществлено на основании прогноза социально-экономического развития от 26 августа текущего года.
Прогнозные показатели обеспечивают рост параметров бюджета фонда. Доходы на 2025 год планируются в объёме 4,3 триллиона рублей, на 2026-й -
4,7 триллиона и на 2027-й - 5,1 триллиона рублей.
Расходы в следующем году составят 4,4 триллиона, в 2026 году - 4,8 триллиона и в 2027 году - 5,1 триллиона рублей.
Бюджет фонда сформирован с дефицитом. Дефицит прогнозируется в 2025 году в объёме 136,6 миллиона рублей, на 2026-й - 55,4... рублей и в 2027 году дефицит бюджета фонда незначительный - 0,8 миллиарда рублей. При этом бюджет федерального фонда на 2025 год и на плановый период сбалансирован, источником финансирования дефицита проекта бюджета федерального фонда являются переходящие остатки на 1 января очередного года.
Доходы на 86 процентов формируются за счёт страховых взносов на обязательное медицинское страхование работающего и неработающего населения. На 2025-2027 годы страховые взносы на ОМС работающего населения рассчитаны по методике прогнозирования поступлений доходов в государственные внебюджетные фонды Российской Федерации. На основе данных отчётности Федеральной налоговой службы согласованы с Министерством финансов.
Общий объём страховых взносов за работающее население на следующий год планируется в размере 2 с половиной триллиона рублей, на 2026 год - 2,8 триллиона рублей и на 2027 год - 3 триллиона 92 миллиарда рублей.
Прирост страховых взносов составит в следующем году 18,6 процента, далее по годам - 10,7 и 8,6 процента.
Страховые взносы на ОМС неработающего населения запланированы с учётом роста инфляции и среднемесячной начисленной заработной платы работников организаций и рассчитаны в соответствии с требованиями законодательства.
Межбюджетные трансферты из федерального бюджета бюджету фонда запланированы на следующий год в размере 537 миллиардов рублей, далее по годам - 571 миллиард и в 2027-м - 596 миллиардов рублей.
В общих доходах на долю межбюджетных трансфертов приходится 12 процентов. Межбюджетные трансферты предусмотрены на компенсацию выпадающих доходов, в том числе в 2025 году - 238,9 миллиарда, на оказание медицинской помощи по онкологическим заболеваниям в размере 140 миллиардов рублей, на обеспечение отдельных нестраховых расходов, в том числе в следующем году 148 миллиардов рублей, на проведение медицинской реабилитации, в том числе в 2025 году 10,4 миллиарда рублей.
Общий объём расходов, как и доходов, начиная с 2025 года, превысит 4 триллиона рублей. Прирост расходов в следующем году к текущему году составит 590 миллиардов или 15,2 процента.
Планируемый объём расходов обеспечит рост субвенции, за счёт которой будут сбалансированы базовые программы ОМС на территориях субъектов Российской Федерации. Размер субвенции на 2025 год составит 3 триллиона 640 миллиардов рублей. Далее по годам - 3 триллиона 925 миллиардов и в 2027-м - 4 триллиона 194 миллиарда рублей.
На долю субвенций в расходной части бюджета приходится более 80 процентов. Прирост субвенций В 2025 году по сравнению с предыдущим годом составит 519 с половиной миллиардов рублей или 16,7 процента. В текущем году у нас прирост субвенций составляет 13,6 процента.
Также предусматриваются средства на финансирование федеральных медицинских организаций на оказание медицинской помощи в рамках базовой программы обязательного медицинского страхования. И по годам - средства запланированы на данное направление в 2025 году - 250 миллиардов, в 2026-м - 270 миллиардов и в 2027-м - 288 миллиардов.
Также предусматривает в расходной части средства на оказание высокотехнологичной медицинской помощи, не включённые в базовую программу ОМС. Предусматривается профинансировать по данному направлению в следующем году 141 миллиард рублей, далее по годам - 149 и 157 миллиардов.
Предусматривает в расходной части бюджета средства на оплату родового сертификата в соответствии с заявкой фонда... в соответствии с заявкой Социальною фонда, и на 2025 год на эти цели предусмотрено 12,2 миллиарда рублей.
Также в расходной части бюджета фонда планируется формирование нормированного страхового запаса, и в 2025 году он планировался в размере 425 миллиардов рублей. Средства нормированного страхового запаса предполагается направлять в следующем году на предоставление специальной социальной выплаты медицинским работникам - 167 миллиардов рублей, на осуществление денежных выплат медицинским работникам за выявление онкологических заболеваний - 121 миллион, на софинансирование расходов на оплату труда врачей и среднего медицинского персонала для устранения кадрового дефицита и на обеспечение отдельных решений Правительства Российской Федерации.
Прошу поддержать проект бюджета фонда на 2025 год и на плановый период. Спасибо.
Председательствует Первый заместитель Председателя Государственной Думы А. Д. Жуков
Председательствующий. Спасибо.
С докладом на эту тему выступит заместитель Председателя Счётной палаты Галина Сергеевна Изотова, пожалуйста.
Изотова Г. С, заместитель Председателя Счётной палаты Российской Федерации.
Уважаемый Александр Дмитриевич! Уважаемые коллеги!
Счётная палата в рамках реализации Бюджетного кодекса Российской Федерации провела соответствующую работу, и по её итогам, уважаемые коллеги, докладываю, что показатели проекта бюджета фонда на трехлетний период 2025-2027 годы являются в целом обоснованными и соответствуют действующему законодательству.
В связи с тем, что Илья Валерьевич очень детально остановился на основных параметрах бюджета, останавливаться не буду, отмечу лишь по доходной части... в рамках комментариев доходной части очень важную составляющую, что, действительно, в основном доходы, рост доходов связан с прогнозированием роста фонда оплаты труда на 13,4 процента в 2025 году по сравнению с оценкой текущего года.
Основным источником формирования доходов бюджета ФОМС являются страховые взносы на ОМС, их доля составит от 86 процентов в 2025-м до 87 в 2027 ходу Страховые взносы на неработающее население в общем объёме страховых взносов на ОМС составят ежегодно порядка 32 процентов. При этом следует отметить, что показатели по доходам Фонда обязательного медицинского страхования в дальнейшем требуют корректировки без изменения общего объёма прогнозируемых доходов.
В доходах, коллеги, не учтены изменения законодательства, вступившие В СИЛу С... вступающие в силу с 1 января 2025 года, по установлению льготного тарифа страховых взносов для субъектов малого и среднего предпринимательства обрабатывающих отраслей. Это потребует корректировки объёма прогнозируемых доходов бюджета ФОМС как по страховым взносам на работающее население... на ОМС работающего населения, так и по межбюджетным трансфертам из федерального бюджета, предоставляемым бюджету ФОМС на компенсацию выпадающих доходов в связи с применением понижающего тарифа... пониженных тарифов.
В структуре расходов бюджета фонда на долю субвенций бюджетам территориальных фондов ОМС приходится 81 процент, при этом в проекте бюджета фонда запланирован ежегодный рост субвенций. И действительно, как отмечал Илья Валерьевич, рекордная цифра роста субвенций предполагается в 2025 году, по сравнению с 2024 годом этот рост почти 17 процентов.
В целом рост субвенций... тоже очень важная составляющая, субвенций обусловлен увеличением норматива финансовых затрат на оказание медицинских услуг. При этом в дальнейшем, коллеги, необходимо продолжить планомерную работу по сокращению случаев неоплаты медицинской помощи в связи с превышением установленных плановых объёмов. Одним из источников формирования могут быть средства нормированного страхового запаса фонда, которые в рамках действующего законодательства предусматриваются в бюджетах, в годовых бюджетах фонда.
Также отмечу, что в бюджете фонда запланированы бюджетные ассигнования на специальные социальные выплаты медицинским работникам в размере 167 миллиардов рублей ежегодно. Данные расходы в полном объеме учитывают дифференциацию с 1 марта текущего года размеры выплат в зависимости от численности населения в населенных пунктах, в которых расположены конкретные медицинские организации.
Важно отметить, что нормированный страховой запас увеличивается, коллеги, за трехлетний период на 85 процентов и составит 1 триллион 400 миллиардов рублей. Это в основном связано с реализацией отдельных решений правительства, которые планируются в 2025 году в объеме 180 миллиардов рублей, в 2026-м - 230 и в 2027 году - 260 миллиардов рублей.
При этом следует отметить, что в законопроекте отсутствует информация об объемах средств НСЗ в разрезе целей, установленных статьей 5 законопроекта, в связи с чем планируемый объем НСЗ ФОМС на трехлетний период отражен одной суммой, что снижает прозрачность формируемых бюджетных ассигнований. Ну, собственно, мы об этом отмечаем уже не первый раз.
Подчеркну, что бюджет фонда планируется с ежегодным дефицитом. Самая крупная сумма дефицита 136 миллиардов рублей и она планируется в 2025 году. Но тем не менее в целом бюджет сбалансирован за счет переходящих остатков средств на едином счете бюджета.
По мнению Счётной палаты, проект бюджета фонда готов к принятию в первом чтении.
Благодарю за внимание.
Председательствующий. Спасибо. Содоклад Каплана Мугдиновича Панеша.
Панеш К. М. Уважаемый Александр Дмитриевич, уважаемые депутаты, Комитет Государственной Думы по бюджету и налогам рассмотрел проект федерального закона "О бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования на 2025 год и на плановый период 2026 и 2027 годов", внесённый Правительством Российской Федерации, где отмечается следующее.
В основе бюджетной политики в части Федерального фонда ОМС положены стратегические цели развития здравоохранения, сформулированные Президентом Российской Федерации Федеральным законом "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации".
Докладчик в своём выступлении подробно рассказал об общих объёмах доходов бюджета фонда, расходах, дефиците. Основные параметры нам понятны, не буду их повторять.
Уважаемые коллеги, хочу обратить ваше внимание, что бюджет фонда ОМС на будущую трёхлетку: это медицинская помощь больным онкологическим заболеванием - 390 миллиардов рублей почти на полтора миллиона человек, медицинская реабилитация - более 105 миллиардов рублей на 1,6 миллиона человек, проведут оценку своего репродуктивного потенциала более 19 миллионов человек, посещение врачей по ОМС - около 1 миллиарда посещений в год, помощь в больницах, госпитализация - более 27 миллионов человек, наблюдение более 37 миллионов пациентов с хроническим заболеванием, заработная плата 1 миллиона 700 тысяч человек медицинского персонала, высокотехнологичная медицинская помощь 1 миллиону 350... человек, диспансеризация и профосмотры.
В 2023 году впервые выявлено более 5 тысяч случаев онкологических заболеваний, это почти в четыре раза больше, чем выявили в 2022 году. В 2023 году доля злокачественных новообразований, выявленных на первых, вторых стадиях, составляет 60 процентов.
Дума продлила норму о стимулирующих выплатах на выявление онкологических заболеваний в ходе проведения диспансеризации и профилактических медицинских осмотров при рассмотрении бюджета на 2024-2026 годы.
Мы поднимали вопрос о необходимости повышения эффективности механизма осуществления таких выплат. В феврале 2024 года правительством внесены изменения в правила предоставления выплат, предусматривающие предоставление выплаты в размере 1 тысячи рублей именно тому медицинскому работнику, который первым направил пациента на дополнительное обследование. О нераспределении указанной выплаты по всем участвующим в выявлении специалистам.
По итогам этого же года можно оценить результат совершенствования нового механизма. Уже по данным за девять месяцев 2024 года исполнение в три раза выше.
Второй год будет применен коэффициент доступности медицинской помощи для расчета субвенции 25 регионам с низкой плотностью населения, в том числе, регионы Дальнего Востока получат ежегодно дополнительно более 25 миллиардов рублей для недопущения просроченной кредиторской задолженности.
Также продлевается поэтапно переход новых регионов на систему ОМС. Трансферт по новым регионам на ОМС в среднем более 60 миллиардов рублей.
В рамках демографической политики планируется предоставление межбюджетных трансфертов.
Есть и некоторые проблемы, которые хотелось бы отметить, они обсуждались на Комитете по бюджету и налогам.
В рамках рассмотрения бюджета вопросы заработных плат медицинских работников в целях сохранения ее отношения к среднемесячному доходу от трудовой деятельности, в соответствии с указом президента за номером 597. В 2024 году прирост субвенций составил почти 374 миллиарда рублей или на 13,6 процента, на 2025 год запланирован рост на 519 миллиардов рублей или на 16,7 процента, что является самым высоким показателем.
Вместе С тем В ряде субъектов Российской Федерации по итогам первого полугодия 2024 года, темп роста среднемесячного дохода от трудовой деятельности превысил темп роста субвенций для региона. По нашей информации Министерство здравоохранения совместно с фондом ведет работу по выработке методики определения дополнительной потребности и механизма распределения средств по регионам.
После их проработки подходы к расчетам и сами расчеты должны быть представлены на рассмотрение трехсторонней комиссии по вопросам межбюджетных отношений.
Также хочется отметить, что сделаны серьезные шаги в части получения высокотехнологичной медицинской помощи, но остается проблема в этом направлении - не во всех регионах страны сегодня есть реальная возможность получить такую ПОМОЩЬ либо направление в центр. Ситуация улучшается, но она далека от идеала и необходимо продолжить работу над этим направлением.
Подводя итог, комитет отмечает, что основные характеристики проекта фонда бюджета на три года соответствуют положениям Бюджетного кодекса Российской Федерации, Федерального закона 326-ФЗ, а также параметрам проекта федерального бюджета на 2025 год и на плановый период 2026-2027 годов.
Комитет Государственной Думы по охране здоровья, а также комитеты Совета Федерации по социальной политике, по бюджету и финансам, финансовым рынкам поддерживают принятие законопроекта в первом чтении.
Счетная палата предоставила свое заключение.
С учетом вышеизложенного Комитет по бюджету и налогам рекомендует принять фонд бюджета в первом чтении, бюджет фонда в первом чтении.
Спасибо.
Председательствующий. Спасибо.
Содоклад председателя Комитета по охране здоровья. Бадма Николаевич Башанкаев, пожалуйста.
Башанкаев Б. Н., председатель Комитета Государственной Думы по охране здоровья, фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Глубокоуважаемый Александр Дмитриевич., глубокоуважаемые коллеги, сегодня мы с вами обсуждаем в первом чтении важный бюджет для всей медицины России, это бюджет ФОМСа.
Для всех напоминаю, что это самая главная большая кубышка, откуда черпается помощь нашим пациентам.
Если взглянуть нашими глазами, глазами Комитета по охране здоровья, а это 18 человек, которые профессионалы в медицине, здравоохранении, управлении здравоохранением, в организации, мы видим, что прирост доходов к уровню текущего года составил 16,1 процента. Дорогие коллеги, такого никогда не было.
Если сравнить с 2023 годом, то прогнозируемый рост вообще у нас в 1,4 раза. Ну, такого не было.
Мы отметим дополнительную положительную новость, что прирост зарплат у медицинских работников, мы с этой трибуны постоянно говорим про кадры, про качество кадров, ну и про зарплату врачей и медицинских работников средних, то это где-то 13 процентов. Когда такое было? Я спрашивал у аксакалов, мы всем комитетом собирались, обсуждали. Такого мы не припомним в медицине вообще.
Расходы растут приблизительно также, это 15.2 процента к уровню 2024 года. И в 2027 году они составят уже 5,2 триллиона. Это колоссальная цифра.
Мы же всегда про людей, мы всегда говорим, что эти цифры реализуют для людей. Расходы вообще ФОМСа где-то приблизительно 60 процентов расходов всего здравоохранения, и субвенции фонда растут, естественно. Они вообще в субвенции, в расходы фонда где-то 80 процентов.
И если опять же с точки зрения простого пациента посмотреть, что это такое, что такое 80 процентов, как оно увеличивается, мы знаем, что это будет как минимум 1,4 высокотехнологических, миллиона, 1,4 миллиона высокотехнологических операций для наших людей. Это сложные суставы, это аорта, это сосуды, это работа с головным мозгом. Это непростые операции. И 1,4 миллиона операций это колоссальная цифра.
Мы всегда говорим о деторождении. Это как минимум 103 тысячи новых ЭКО случаев. Это колоссальная цифра.
Говорим о поддержке ребят, поддержке ребят с СВО, поддержке нашего пожилого поколения, это 1,6 миллиона случаев реабилитации, медицинской реабилитации, которая у нас начинается с койки, даже вот инсульт случился или инфаркт, с первых часов, и это очень важно.
Мы видим, что в 2025 году объём субвенций увеличится на 16,7 процента. Об этом наши коллеги говорили, Каплан Мугдинович очень внимательный анализ предоставил, Галина Сергеевна.
Мы видим, что борьба с онкологическими заболеваниями, которая началась в 2018 году, результировала снижение годичной летальности, увеличение диагностики. Мы такого раньше не видели. Все онкологи страны, я тоже онколог, врач онкоколопроктолог, мы видели, как это результирует, улучшилась помощь, и мы видим, что будет продолжаться эта кампания, 140 миллиардов мы будем дополнительно видеть.
"Увеличены расходы на оказание специализированной медицинской помощи уже в федеральных клиниках. Суммарно вообще и так глобально взглянуть, это 1,8 миллиона, это тоже колоссальная цифра.
Мы видим, что ту программу, которую, коллеги, мы с вами поддержали, помните, мы обсуждали, что ту сумму, она была какая-то не совсем большая, 250 рублей врачу, который заподозрил онкологические заболевания, мы переместили и теперь выдаём тому самому врачу большую сумму в четыре раза, который заподозрил онкологическое заболевание. Сконцентрировали. Это результировало.
Буквально недавно общался с одним из наших регионов, с нуля случаев в 20 раз увеличение. Это колоссально, это хороший успех, мы будем продолжать эту программу. Трансферты по зарплатам, по оплате увеличиваются, онконастороженность, мы видим, какие результаты, профилактические осмотры. Вы видели доклады, слушали доклады наших, коллег.
Мы знаем, что ещё большое достижение - это НСЗ, так называемый, нормированный страховой запас на 2025 год, он 425 миллиардов. Такого тоже никогда не было. А из него можно финансировать разные функции: обучение, увеличение зарплат, закупка оборудования и так далее, и так далее.
Можно с уверенностью сказать, что сформированный бюджет ФОМС в достаточной мере позволяет выполнить все обязательства, которые мы обещали людям. Комитет по охране здоровья большинством голосов поддержал проект и оценил его как сбалансированный и оптимистичный.
Спасибо.
Просим поддержать.
Председательствующий. Спасибо.
Коллеги, переходим к вопросам.
Фракция КТТРФ - Прусакова Мария Николаевна.
Пожалуйста.
Прусакова М. Н., фракция КПРФ. Спасибо, Александр Дмитриевич.
Уважаемый Илья Валерьевич, в ближайшую трёхлетку отмечается значительный рост доходов фонда. Между тем значительная часть финансовых средств резервируется в виде нормированных страховых запасов - почти 450 миллиардов, и, куда пойдут эти средства, до сих пор неизвестно. Между тем острейшая проблема здравоохранения кадровая связана, прежде всего, с низкой оплатой труда.
Почему нельзя направить эти средства на реальное повышение оплаты труда медиков, в том числе на повышение социальных выплат работникам скорой помощи на селе и малых городов? Всего 60 миллиардов рублей на это потребуется... 6, прошу прощения, 6 миллиардов рублей на это потребуется, не дожидаясь, когда служба развалится, и не перекладывая это на региональные бюджеты, тем более что они не особо торопятся брать на себя эти обязательства. Насколько мне известно, у нас сегодня только Воронежская область такие нормативные документы приняла. Спасибо.
Баланин И. В. Спасибо большое, Мария Николаевна, за ваш вопрос.
Нормированный страховой запас с точки зрения расходов полностью понятно, куда будут осуществляться расходы, и я, в том числе, в своём выступлении об этом говорил. И одну из основных статей расходов нормированного страхового запаса как раз составляют социальные выплаты медицинским работникам. И с учётом повышения, которое было проведено в текущем i оду, там ну до 50 тысяч по отдельным категориям, объём расходов на социальные выплаты из нормированного страхового запаса в следующем году составит 167 миллиардов рублей.
Следующее. В нормированном страховом запасе у нас предусматриваются средства в виде межбюджетных трансфертов для новых субъектов и также средства на стимулирующие выплаты, в частности, за выявление онкологических видов помощи и на устранепие кадрового дефицита. И отдельная часть - это на отдельное решение правительства.
Поэтому весь нормированный запас чётко распределён ПО расходной части бюджета и все расходы в соответствии с принятыми и действующими федеральными законами, и нормативно-правовыми актами мы проводим в полном объёме.
Председательствующий. Леонов Сергей Дмитриевич.
Леонов С. Д., фракция ЛДПР.
Уважаемый Илья Валерьевич, у нас сейчас активно развиваются частные КЛИНИКИ И, к сожалению, есть определённый ОТТОК ИЗ государственных клиник в частные врачей. Это, с одной стороны.
А с другой стороны, частные клиники тоже оказывают помощь по ОМС, определённый объём медицинской помощи доводится ДО частных клиник. Понятно, что это и региональные фонды этим занимаются, но тем не менее. Понятно, что частным клиникам проще брать и выгоднее брать более дорогие услуги, а менее дорогие услуги, может быть, даже убыточные, они не берут.
Вот каким образом достигается этот баланс, чтобы, соответственно, регулировать ход? Насколько по стоимости услуг они распределяются среди частных и государственных клиник? И не наблюдается ли дисбаланс? Каким образом фонд это контролирует?
Спасибо.
Баланин И. В. Спасибо, Сергей Дмитриевич, за ваш вопрос. Вы абсолютно правы, у нас частные клиники также участвуют в реализации территориальных программ и порядка 3200 частных медорганизаций оказывают медицинскую помощь застрахованным в системе обязательного медицинского страхования.
Клиники сами выбирают те направления оказания помощи, на которую они подают заявки. Вы правы, что в основном клиники выбирают, исходя из действующего состава врачей, исходя из действующего наличия оборудования и, как правило, это всё-таки неполный комплекс оказания медицинской помощи по сравнению, например, там с крупными областными медицинскими организациями.
На базе... В каждом регионе существует территориальная комиссия, которая рассматривает все заявки, поступившие как и от региональных медорганизаций, так и от частных медорганизаций, и, исходя из потребностей в оказании того или иного вида медицинской помощи, производит распределение между медицинскими организациями в том числе и частным медицинским организациям. Ещё раз говорю, 3 тысячи 200 частных медорганизаций у нас участвуют в реализации терпрограмм. Региональных и федеральных медорганизаций - 5 тысяч 400, то есть практически уже недалеко до паритета.
Спасибо.
Председательствующий. Лантратова Яна Валерьевна.
Лантратова Я. В., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".
Уважаемый Илья Валерьевич, в 2024 году в Минздраве сообщили об устойчивом росте числа российских медиков, однако этого недостаточно. Устранить дефицит кадров в здравоохранении невозможно без установления справедливой оплаты труда. Например, действительно, в этом году прогнозируется рост заработной платы на 17,9 процента, это более высокий рост по сравнению с тем, который планировался при формировании бюджета.
Заложены ли в субвенции на 2025 год средства достаточные для реализации указа президента по заработной плате? И будет ли в связи с этим оказана дополнительная помощь финансовая субъектам РОССИЙСКОЙ Федерации?
Спасибо.
Баланин И. В. Спасибо, Яна Валерьевна, за ваш вопрос.
Прирост субвенции в следующем году составит 16,7 процента. Действительно, такой беспрецедентный рост. В текущем году субвенция у нас проиндексирована на 13,6 процента. При этом в соответствии с прогнозом социально-экономического развития средняя заработная плата в следующем году вырастет на 13,2 процента. То есть у нас прирост субвенции выше, чем прогнозируемый рост средней заработной платы. Это как раз и сделано в связи с тем, что мы учитываем, что в текущем году фактический рост заработной платы будет выше того, который был предусмотрен в субвенции, и уже спрогнозировали такой значимый прирост.
При этом в текущем году мы ежемесячно отслеживаем фактический рост заработной платы в разрезе субъектов. Вот по первому полугодию, рост трудового дохода за первое полугодие составил 11,6 процента, субвенция приросла на 13,6 процента.
Сейчас мы ждём данные, уже официальные данные по приросту за девять месяцев, и уже исходя из фактического прироста, будем рассматривать тогда решение - требуется в текущем году оказание дополнительной финансовой помощи либо нет.
Председательствующий. Хамитов Амир Махсудович.
Хамитов А. М., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Уважаемый Илья Валерьевич, объём межбюджетных трансфертов из федерального бюджета на проведение медицинской реабилитации и на оказание высокотехнологичной медицинской помощи вне базовой программы ОМС увеличивается с каждым годом трёхлетнего бюджета фонда. Вместе с тем на обеспечение оказания медицинской помощи больным онкологическими заболеваниями объём межбюджетных трансфертов с 2024 года не меняется. С чем это связано, учитывая, что с каждым годом в нашей стране увеличивается чистота диагностирования онкологических заболеваний? Спасибо.
Баланин И. В. Спасибо, Амир Махсудович, за ваш вопрос.
Вы правы, в бюджете фонда на 2025 год и далее по годам дополнительно предусмотрен межбюджетный трансферт со стороны федерального бюджета в размере 140 миллиардов рублей. Но фактически объём медицинской помощи по онкологическому профилю, который оказывается в соответствии с принятой программой госгарантий, он значительно больше, и этот трансферт является как дополнительными средствами на данное направление, учитывая его важность и объём в программе госгарантий.
Более того, на следующий год, вот сейчас в проекте программы госгарантий также предусматривается увеличение объёмов на онкологический вид помощи, и уже исходя из этого, мы прогнозируем, что в следующем году объём расходов на онкологическую помощь из бюджета фонда составит порядка 380 миллиардов рублей. Спасибо.
Председательствующий. Соломатина Татьяна Васильевна. Соломатина Т. В., фракция "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Уважаемый Илья Валерьевич, мой вопрос будет касаться новых территорий.
Каковы правила взаимоотношений Фонда обязательного медицинского страхования с бюджетами Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, Запорожской области и Херсонской области и с их территориальными фондами? Это первый вопрос.
А второй вопрос. Изменится ли в 2025 году порядок финансового обеспечения расходов на оказание медицинской помощи застрахованным лицам, которые проживают на территориях новых регионов, и предусмотрены ли на эти указанные цели средства в бюджете Федерального фонда обязательного медицинского страхования? Спасибо.
Баланин И. В. Спасибо, Татьяна Васильевна за ваш вопрос.
Вы абсолютно правы и знаете, что правительство предложило ну в соответствии с обращениями губернаторов новых регионов продлить существующий особый порядок финансирования оплаты оказания медицинской помощи застрахованным гражданам в новых субъектах. И я хочу сказать большое спасибо, что депутаты поддержали данное решение.
На следующий год мы предусматриваем объем межбюджетных трансфертов на финансирование медицинской помощи в этих четырех субъектах по такому же в точности принципу, объем средств рассчитан как и субвенция для всех остальных субъектов. И если в этом году объем межбюджетных трансфертов в бюджете фонда для четырех субъектов заложено 38,8 миллиарда, то в следующем году, исходя из того, что мы применяем ровно такой же механизм расчета межбюджетного трансферта, как если бы рассчитывали для них субвенцию, то трансферт вырастает до 58 миллиардов рублей и полностью соответствует нормативам, которые будут установлены в программе государственных гарантий.
Поэтому взаимодействие будет продлено в следующем году ровно в таком же формате, как оно действует и в текущем году, и все объемы оказанной медицинской помощи будут оплачены застрахованным гражданам за счет средств бюджета Фонда обязательного медицинского страхования.
Председательствующий. Куринный Алексей Владимирович. Куринный А. В., фракция КПРФ.
Уважаемый Илья Валерьевич, может быть, всё-таки раскроете нам вот 180 миллиардов на особые решения Правительства Российской Федерации, дальше эта сумма еще больше, то есть не на повышение заработной платы на горящие вопросы, а на некие особые решения, которые так и не расшифровываются.
И второй момент, он касается ВМП, и в базе, и вне базы финансовые средства идут через Фонд обязательного медицинского страхования. Не планируете ли вы всё-таки ввести ну некий предельный срок ожидания этого ВМП, который на сегодня растягивается, к сожалению, по некоторым видам медицинской помощи на годы и уже даже не на месяцы?
Баланин И. В. Алексей Владимирович, спасибо за ваш вопрос. Ну, начну тогда, если позволите, со второй его части, что касается высокотехнологичной медицинской помощи.
Мы в бюджете предусматриваем значительный рост на данный вид помощи - как базовое оказание высокотехнологичной медицинской помощи, так и в рамках внебазовой программы на оказание высокотехнологичной медицинской помощи. Вы правы, что не все медицинские организации могут оказать данный вид помощи, то есть должна быть соответствующая квалификация у врачей, у медицинского персонала, соответствующий уровень оборудования. Но мы когда распределяем, и когда Министерство здравоохранения распределяет объёмы между медицинскими организациями, конечно, учитывается потребность в каждом конкретном виде помощи, и если есть очередь, то на данный вид помощи больший объём средств планируется.
Теперь что касается первой части вашего вопроса: где запланированы средства на отдельные решения правительства. Вы знаете, что мы предусматриваем такую возможность в случае необходимости и недостаточности средств в расходной части бюджета по тем утверждённым направлениям, по которым утверждены у нас конкретные расходы, то правительство может принять решение и выделить из нормированного страхового запаса дополнительные средства, недостающие на данное направление.
То есть вот мы и... вот такой, если вы позволите, небольшой резерв предусматриваем, плюс, исходя из того, что мы каждый год фактически оказываем дополнительную помощь тем субъектам, у кого фактический рост, например, заработной платы превышает прогнозный рост, который мы закладываем в субвенции.
Вот мы в прошлом году выделили 30 миллиардов рублей, как я уже сказал, в этом году будем рассматривать, исходя из фактического роста, ну и соответственно мы такой же резерв закладываем и в следующем году, чтобы была возможность поддержать те субъекты, у кого фактический рост заработной платы выше, чем прогнозно мы закладываем при расчёте субвенций. Спасибо.
Председательствующий. Кулиева Василина Васильевна.
Кулиева В. В., фракция ЛДПР.
Уважаемый Илья Валерьевич! Вопрос будет следующий. Доходы бюджета Федерального фонда обязательного медицинского страхования в 2025 году по сравнению с 2024 годом вырастут на 16,7 процента. За счёт чего происходит такой рост доходов?
Баланин И. В. Василина Васильевна, спасибо за ваш вопрос.
Ну, при расчете доходов бюджета фонда мы, конечно, отталкиваемся от прогноза социально-экономического развития и в первую очередь от прогноза роста фонда оплаты труда. Действительно, большая динамика заложена в прогнозе роста фонда оплаты труда. Соответственно, у нас идет значительное увеличение в виде страховых, в виде платежей за работающих граждан, практически на 400 миллиардов рублей, только по этому доходному источнику, увеличиваются доходы бюджета. А в целом у нас страховые платежи, как я уже говорил, составляют более 87 процентов в доходах бюджета. Спасибо.
Председательствующий. Кузнецов Андрей Анатольевич. Кузнецов А. А., фракция "СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ - ЗА ПРАВДУ".
Спасибо.
Вот на все три года в бюджете фонда ОМС сокращается доля трансферта из федерального бюджета по программам "Помощь онкобольным", средства, направляемые на высокотехнологичную медицину и так далее.
Вот посмотрите, если в текущем году на них приходилось 13 процентов от всех доходов бюджета фонда, то в 2025-м будет 12,4 процента, а к 2027-му вовсе 11 с половиной. То есть за каждой долей процента примерно 4 миллиарда. И, наверное, это небольшие деньги для, в целом, бюджета, но достаточно серьезные с точки зрения поддержки онкобольных.
Кроме того, в 2025 году не будет проиндексирована программа борьбы с онкологией. То есть в реальных ценах помощь сократится.
Как вы считаете, это является недостатком вот бюджета фонда, который сегодня мы обсуждаем? И что с этим делать? Спасибо.
Баланин И. В. Спасибо, Андрей Анатольевич, за ваш вопрос.
Ну, как я уже говорил, что межбюджетные трансферты, как на онкологическую помощь, как на медицинскую реабилитацию являются только дополнительными источниками, которые выделяются по решению правительства из федерального бюджета.
В целом, если посмотреть программу государственных гарантий, то на данные виды помощи мы направляем гораздо больший объем средств. Вот как я говорил, по онкологическим видам помощи мы ожидаем в следующем году объем расходов порядка 380 миллиардов, а, например, на медреабилитацию, при том, что межбюджетный трансферт составляет там 10,4 миллиарда рублей, то мы ожидаем в целом объем расходов по медреабилитации более 100 миллиардов рублей. Поэтому это просто как дополнительный источник. И объемы помощи по данным направлениям ежегодно в программе госгарантий увеличиваются.
Председательствующий. Арапов Георгий Константинович.
Арапов Г. К., фракция "НОВЫЕ ЛЮДИ".
Спасибо.
Уважаемый Илья Валерьевич, согласно данным Счётной палаты имеются серьёзные расхождения по численности застрахованных лиц между федеральным и региональным регистрами, в связи с этим вопрос: с чем связаны такие расхождения, они есть в данных Счётной палаты, и когда эти расхождения планируется устранить?
Баланин И. В. Георгий Константинович, спасибо за ваш вопрос.
Previous post Next post
Up