Хорошая статья написаная журналистом Мариной Уманской для журнала Мама-Инфо, если кто знает ( правда редактор так исказил статью, что мы решили запостить ее в сайтах и блогах в первозданном виде).
Спасибо, что ты родила меня…
что такое естественные роды?
«Спасибо, что ты родила меня...», - поблагодарил растроганную маму ее сын-подросток. И тут же добавил: «…мальчиком». На это признание подвигли его кадры родовых мук из недавно просмотренного фильма. А как быть девочкам? Ведь подобными эпизодами насыщен не только современный кинематограф, но даже классический роман. Рожающей женщине полагается жестоко страдать не только в книгах, но и наяву, - таков стереотип, в борьбу с которым еще в прошлом веке вступили приверженцы естественных родов.
Понятие «естественные роды» впервые прозвучало на английском языке, когда в 1930-е годы британский врач Грантли Дик-Рид написал книгу с одноименным названием. Он доказывал, что роды - это естественный физиологический процесс, который может протекать без страха и напряжения, а значит, и без сильной боли. Медицинское сообщество восприняло его идею в штыки. Но прошло еще тридцать лет…
И в больнице одного маленького французского городка, неподалеку от Парижа, знаменитый ныне Мишель Оден устроил «примитивную» родильную комнату. Ему удалось вновь вернуть женщине «главную роль в драме родов»: повинуясь своим инстинктивным желаниям, не связанная приборами и не понукаемая приказами врачей, она давала жизнь своему ребенку так, как это задумано самой природой.
А готова ли современная женщина к этой роли? О естественных родах рассказывают мои сегодняшние собеседники - Григорий Брехман, Аня Вайнштейн и Рая Гринберг.
Гармония родов: женщина в роли… себя
Профессор Григорий Брехман почти двадцать лет занимается пре- и перинатальной психологией, изучающей психическую жизнь ребенка до и сразу после рождения. Именно Брехман стоял у истоков этой науки в России, а сегодня послушать его лекции можно в Междисциплинарном клиническом центре Хайфского университета. «Роды - еще одно свидетельство гармонии и целесообразности природы», - утверждает он. А беременная женщина не просто решает, каким образом появиться на свет ее малышу, но и во многом определяет его судьбу и характер.
- Григорий, почему изображение родов в литературе или в кино - это всегда демонстрация опыта страдания, а порой и смерти?
- СМИ, литература и кино поддерживают страх перед родами, потому что авторы хотят держать в напряжении зрителя или читателя. Иногда это просто коммерческий интерес. Иногда, на мой взгляд, это проявление характерологических качеств самого режиссера или писателя, испытавших страх и подвергшихся насилию при своем рождении. Их интуиция и перинатальная память подсказывают им, что только так проходят роды. Они ведь не видели других родов и, тем более, не были их участниками. Мои коллеги и я всегда сходимся на том, что подобного рода фильмы и книги повышают уровень тревожности у очень восприимчивых беременных женщин и наносят серьезный ущерб и процессу родов, и рождающимся детям.
- Иными словами, многие из нас не имеют ни малейшего представления о том, как должны протекать нормальные роды?
- Конечно. Я сталкивался с ситуацией, когда даже акушерка не понимала, что такое естественные роды. Недавно на одной из лекций я показал съемки, сделанные на нормальных, спокойных родах у подготовленной к ним женщины. Одна из слушательниц меня спросила, проверялась ли у нее болевая чувствительность. Она просто не поверила, что так спокойно, без крика, можно рожать!
- Хорошо, а что же тогда такое нормальные роды?
- Естественные роды. То есть роды у женщины с достаточно выраженным чувством материнства. Роды, которые самостоятельно начинаются и завершаются без каких-либо вмешательств рождением доношенного ребенка.
- Но ведь современная женщина (насмотревшаяся тех самых фильмов) хочет анестезию - и точка! Как Вы объясните ей, почему надо рожать естественным путем?
- В такой ситуации я спрашиваю саму женщину: зачем Вы собираетесь родить ребенка? Я знаю от своих пациенток, что мотивы могут быть самыми разными: одни хотят вынудить партнера жениться, другие - родить назло свекрови, третьи - просто «быть как все», четвертые рожают внуков для своих родителей, пятые думают о каких-то материальных выгодах…
- То есть беременность становится разменной монетой в разных жизненных драмах?
- Именно так.
- Но если все эти истории не про меня, а я просто страстно хочу иметь ребенка?
- Тогда, простите, мне непонятно, почему Вы спрашиваете, как Вам родить ребенка без боли. Как показывает мой опыт, если мама изначально любит своего ребенка, то она готова ради него на все. И более того, она игнорирует все разговоры о трудностях в родах. Ведь она уверена, что сможет родить своего ребенка без какого-либо внешнего вмешательства!
- Вы хотите сказать, что одной любви и веры в себя достаточно для того, чтобы роды прошли безболезненно?
- Безусловно. Еще Дик-Рид писал, что «если женщина встречает роды без страха, то очень редко она испытывает больший дискомфорт, чем сама хочет испытать». Естественные роды не означают полного отсутствия боли. Но те болевые ощущения, которые возникают, женщина в состоянии контролировать. К тому же будущим родителям очень важно помнить, что и беременность, и роды влияют на характер и судьбу ребенка. Есть доказательства того, что неразумное вмешательство в родовой процесс приводит к рождению людей, склонных к агрессии и насилию.
- То есть будущее ребенка зависит от его способа появления на свет?
- Безо всякого сомнения. Пренатальная и перинатальная психология уже накопила много доказательств этого. Еще неродившийся ребенок воспринимает мысли и чувства своей матери. А его мышление и поведение в будущем нередко зеркально отражают ее потаенные мысли и эмоции во время беременности. Матери, не зная этого, порой удивляются неуправляемости детей, их неумению учиться в школе, их расстройствам речи... А ведь это может быть результатом того стрессового состояния, в котором мама была во время беременности и родов.
- А как страх и стрессы влияют на течение родов?
- К сожалению, они очень часто блокируют естественные системы защиты. И тогда вполне терпимые ощущения начинают восприниматься женщиной как болезненные, что нередко нарушает течение родов. Стресс матери может превратить физиологические роды в патологические, что потребует лекарственного и даже хирургического вмешательства, вплоть до кесаревого сечения. И если рождается девочка, то в ее бессознательной памяти сохраняется эта травма рождения, что может осложнить в будущем ее роды. Не случайно врачи интересуются, как родилась сама женщина.
- Что это за системы защиты, которые Вы упомянули?
- С точки зрения природы, роды - это обыденное явление, ведь люди и животные рождаются каждый день. И природа обеспечила женщину и ее ребенка достаточно надежной системой защиты от боли и стресса. Эта сложная система хранится в генах каждой женщины и начинает раскрываться и формироваться уже за три недели до родов. Она включает в себя самые разные факторы - и психологические, и физиологические, и биохимические, и гормональные... Если нет блокирующих ее помех, если женщина не испытывает страха, то сама природа заботится о том, чтобы ребенок родился не только вовремя, но и почти безболезненно.
- А как работают эти противоболевые механизмы?
- Во время родов в организме матери и ребенка вырабатывается целый гормональный коктейль. Гормоны регулируют родовую деятельность, не давая ей нарастать бесконечно. Ни одна схватка при нормальных родах не длится больше 60-80 секунд - знаете почему? Чтобы ребенок не задохнулся. Так что, если первые роды продолжаются в среднем 10-12 часов и это 100-150 схваток, то они составляют только 2-3 часа от общего времени родов. И даже если особо чувствительные женщины воспринимают их на пике боли, то это не больше полутора часов. Кроме того, к моменту родов у женщины снижается активность коры головного мозга. И если ей никто не мешает, она может войти в трансовое состояние. Есть исследования, которые показывают, что при нормальных родах у многих женщин возникает состояние измененного сознания, вплоть до феномена «выхода из тела». Вероятно, и ребенок находится в таком же состоянии. По крайней мере, ученые обнаружили у него в крови гормоны, которые в огромных количествах вырабатывают его надпочечники и гипофиз.
- То есть природа позаботилась не только о матери, но и о ребенке?
- Конечно, природой все предусмотрено. Например, подвижность ребенка. Разве мама крутит его своими руками? Нет, у животных детеныши не крутятся. А ребенок все время движется, все время приспосабливается, находит наиболее целесообразный маршрут, чтобы пройти сквозь родовые пути. И если мама напряжена, то и ребенок не сможет двигаться. А гормон окситоцин? Этот гормон, который выделяется во время схватки, не только повышает тонус мышечных клеток матки, но и формирует взаимную любовь между матерью и ребенком после рождения. Недаром Мишель Оден называет его «гормоном любви». Какая мама не мечтает об этом!
- Почему же современное акушерство так далеко ушло от естественных родов?
- Я думаю, что именно общество сформировало нынешнюю систему родовспоможения. Конечно, оно исходило и исходит из гуманных соображений, когда требует от медицины высокого качества. К услугам врачей сложнейшие приборы, но они меняют образ врача, а у врача - образ пациента. Ведь нельзя забывать, что встреча врача и пациента - это всегда встреча двух людей. А это требует знания психологии отношений, которой пока не обучают акушеров-гинекологов. Известно, что именно негативные эмоции нередко становятся причиной тяжелого протекания беременности и родов. При этом атмосфера формализма в клиниках оставляет слишком мало места для душевного контакта и порождает страх у врачей. Врачу просто не до эмоций беременной женщины - он вынужден следовать стандартному протоколу с его многочисленными анализами и исследованиями. Это породило движение протеста против современного акушерства. Отсюда домашние роды, роды в воде, роды в присутствии мужа или дулы.
- А стремление женщин к естественным родам - это тоже своего рода протест против ситуации, которая сложилась в акушерстве?
- Я думаю, что это скорее проявление коллективного бессознательного, коллективного разума - пока только у отдельных членов общества. До сих пор нет убедительной статистики, которая бы говорила, насколько велик ущерб, наносимый неправильным течением беременности и родов на рождающееся поколение. Но люди начинают понимать, что будущее общества напрямую зависит от способа рождения человека.