В четверг на совещании, посвященном перспективам введения Федеральной контрактной системы «
Опора России» совместно с представителями «
Деловой России», московской мэрии и торгово-промышленной палаты обсуждала, каким должен быть закон, определяющий как будут тратиться деньги налогоплательщиков.
На сегодняшний день гос закупки регулируются так называемым
ФЗ-94. В основном там прописано, как должен проходить сам процесс совершения сделки между государственной организацией, нуждающейся в неких товарах или услугах и поставщиком, их предоставляющим. С момента принятия закона между Федеральной антимонопольной службой и Минэкономразвития шли активные дискуссии по поводу достоинств и недостатков этого закона. Апогей конфликта случился в конце этого лета, когда ведомство Эльвиры Набиуллиной предложило проект нового закона о госзакупках. Документ предполагает создание так называемой «Федеральной контрактной системы» (ФКС), которая будет регулировать, помимо процесса самих закупок, процессы их планирования, контроля качества выполненных работ а так же создание органа общественного контроля за расходованием гос средств.
Вроде бы, изменения давно назрели. Сам Дмитрий Медведев недавно констатировал, что из выделяемых на госзакупки 6 трлн рублей шестая часть откровенно воруется. «Действительно - говорит президент «Опоры России» Сергей Борисов - сейчас часто бывает, что конкурс на проведение НИОКР объявляется в ноябре, а работы должны быть сделаны к декабрю». Известно огромное количество случаев, когда технические требования, предъявляемые поставщикам, пишутся таким образом, что только одна организация, видимо давшая наибольшую взятку может стать поставщиком. Или же по другим участникам комиссия пишет заключение, что они по тем или иным причинам для данной работы не подходят. Доходит до абсурдных претензий к запятым. Не редки так же ситуации (много их, например, в строительстве) когда организация, выигравшая конкурс, просто не выполняет оговоренной работы или выполняет некачественно. Существуют, конечно, реестры недобросовестных поставщиков. Но к тому моменту, как организация там окажется, государство вместе с налогоплательщиками остается без денег и без выполненных работ.
Противники же ФКС утверждают, что законопроект нуждается в доработке. Например, по части обжалования решения конкурсной комиссии. Нынешний же закон предполагает вполне понятную процедуру с пятидневным сроком на рассмотрение жалобы. Так же вызывает вопросы предлагаемая процедура предквалификации, которая оставляет много потенциальных коррупционных лазеек. «Против» ФКС и то, что ФЗ-94 уже есть и работает. Пусть несовершенно, но он постоянно дорабатывается. «Когда мы приняли одну небольшую поправку по поводу переводов аукционов на электронные площадки, вся страна встала на 4 месяца. Принятие нового закона - это революция. Начнется хаос. В лучшем случае, мы останемся смотреть чем это все закончится» - говорят оппоненты нового закона.
Однако есть и сторонники новой системы. Они утверждают, что нынешний 94-ФЗ «писался под столом», а «местечковый
бизнес противников
нововведений, делавшийся с чиновниками, сейчас рушится».