Современный ответ советской «Гостье из будущего».
Ощущение двойственное - в фильме есть и хорошее, и плохое, есть моменты сильные, а есть провальные.
Увы, провальных, на мой взгляд, больше.
Впрочем, как типовой фантастический боевик для подростков - фильм вполне годный. А что культовым и эпохальным явлением, каким была «Гостья», ему стать не доведётся - ясно было заранее (по трейлеру).
Из хорошего:
1) Главная музыкальная тема (трибьют всё той же «Гостье»).
2) Улыбка Алисы (абсолютно идентичная той, что была у Наташи Гусевой в классическом фильме).
3) Колоритный (хотя и бесцветный) Глот (Крыс): бледный загадочный чужак с трансцендентной аурой и навыком телекинеза.
4) Панорама светлого будущего - футуристические здания, возрождённая природа, летающие корабли.
5) Сильная сцена воссоединения Алисиной семьи.
6) Романтика разлучённых влюблённых - особенно сцена, где Алиса изо всех сил мчится к Коле сквозь время, оставаясь притом на месте (видимо отсылка к ещё одной Алисе - кэрроловской).
7) Изящный и умный способ спасения героя Хабенского.
8) Трогательно-лиричная мораль в финале - нужно что-то делать для будущего, ведь «даже если тебя в этом прекрасном и далеком будущем уже не будет, там точно будут те, кого ты любишь» (c).
Из плохого:
1) Переизбыток вульгарщины, плоских потуг на юмор, сиюминутного сленга.
2) Обилие бессмысленных глупых драк (масса экранного времени отдана под тупой махач).
Почему-то киношники думают, что если снабдить калашом, например, Онегина или, скажем, Ассоль, - выйдет круче, чем в оригинале. Сразу вспоминается Дениска Кораблёв, уверенный, что превзойдёт знаменитого певца, если будет петь громче.
3) Сумбур - путаные сюжетные линии, чехарда бросков из времени во время.
4) Как раз прекрасного будущего-то нам и не показали - кроме вышеназванной картинки-панорамы, которая хороша, но несколько картонна, словно сэкономили на фотошопе. Где же тот чудесный мир-мечта, за спасение которого борются герои? Его нет.
5) Напрочь скомкан образ Алисы. Чем она хороша, кроме розовых волос и бойцовых талантов? Единственное её достойное качество - готовность рискнуть жизнью, чтобы спасти мать.
Во всём остальном - Алиса тёмная лошадка. Нам ничего о ней неизвестно. Была ли она на Плутоне и Марсе? Знает ли 22 языка? Способна ли обыграть гроссмейстера в шахматы? Да хоть - есть ли у неё друзья/подруги? Чем она увлекается? Что может рассказать о будущем и что знает о прошлом?
6) Вертер в виде летучего драндулета совершенно лишён романтико-героического обаяния своего прототипа из «Гостьи».
7) Психологическая недостоверность. Алиса, потеряв отца, вскоре уже флегматично занимается бытовой ерундой. При встрече с матерью после 10 лет разлуки - обе холодны, безэмоциональны и словно бы не замечают друг друга (до запоздалой отмашки режиссёра).
8) Моральный релятивизм. Мать Алисы идёт на союз с пиратом Весельчаком (он-де исправился). Вертер переходит на службу к пиратам и пришельцам-поработителям. Алиса душит Колю - правда, под гипнозом, но в фильме Арсенова такое нельзя представить ни при гипнозе, ни в бредовом сне.
9) Бутафория. Коля посреди драки отвлекается, чтобы обратиться с речью к зрителям (драка притормаживается в слоу-мо). Весельчак без единой морщинки или седого волоса встречает через сто лет путешественников во времени в той же квартире: мол, сидел тут и ждал вас сто лет.
10) Заигрывания Весельчака с Алисиной матерью - наверное позабавят поклонников актёра А.Петрова, но меня не вдохновили. Эпичное «К стене, мымра!» из классики, с последующим выпадением Весельчака из окна, - вот это было киноискусство. А здесь...
11) Массовка одноклассников Коли - сплошной испанский стыд. Зачем в сюжете эти нелепые люди? И что за метаморфозу им пытается навязать режиссёр? Кучка сальных тупых эгоистов вдруг мчится жертвовать собой, спасая мир.
12) Отдельный эпик-фейл - геймер Фима Королёв. Друг Коля приводит к нему гостью из будущего Алису. Алиса показывает суперспособности. Реакция Фимы: да-да, круто, но вы ребята некстати, у меня родители дома и я спешу вернуться к компьютерной игрушке (уходит играть).
13) Разная мелочёвка. Почему-то бездушный Глот поленился убить Фиму. Почему-то у Алисы прозвище «Змейка» (что за Змейка? почему? зачем?). Почему-то Колю, с первых минут представленного прозвищем «Герасим», никто больше этим прозвищем не зовёт.
Итоговые выводы:
Советский фильм (безотносительно намерений режиссёра Арсенова и взглядов писателя Булычёва) стал воплощением мечты поколения - мальчишек и отчасти девчонок 70-х - 80-х годов.
Это была мечта о бесконечно прекрасном будущем, в которой соединились миелофон, машина времени, лучистые глаза Алисы-Гусевой, космос, флаеры, дружелюбные пришельцы с Альдебарана, моложавые долгожители, общество величайших возможностей человечества (как его ни назови - гуманизм, коммунизм, футуризм).
Ремейк же словно бы пытается вслепую найти, угадать новую мечту, которая годилась бы для нашего времени и могла бы увлечь нынешних зрителей-подростков. Намерение похвальное, но результат слабоват. Трепетная влюблённость, традиционные семейные ценности, забота о тех, кто дорог, - всё это по-своему хорошо и правильно, но несколько заурядно.
Фильм символически буквализирует старый совет: «посади дерево». Добавляет: «начерти сердечко и отправь весточку в будущее, она спасёт чью-то жизнь».
Но верхом на дереве не полетишь в Космос, не построишь Институт времени, не отыщешь говорящих животных, не создашь мир, в котором «всё для всех даром» и все друг другу искренне рады.
И всё же, несмотря на все недостатки, ремейк свидетельствует: вакуум смыслов после катастрофического провала девяностых и нулевых понемногу начинает заполняться вновь. Это вселяет надежду.
На сём сеанс старпёрского ворчания завершаю.