Грустная новость пришла внезапно... Ушёл Летописец Волшебной страны Сергей Сухинов.
В разное время я по-разному относился к его книгам. В них было с чем поспорить, что-то вызывало несогласие, но сейчас вспоминается только хорошее.
Вне всяких сомнений Сухинову удалось создать самое грандиозное продолжение к классической серии Волкова об Изумрудном городе, а герои Сухинова обогатили палитру характеров Волшебной страны. Элли, Корина, Аларм, Дональд, Ланга, Эльг, Агнет, кузнец Аргут, алхимик Парцелиус и многие другие - навсегда останутся с читателями.
Всякий раз, когда оказываюсь у метро Университет, с тёплым чувством вспоминаю, как в юности мне впервые встретилась там на книжных лотках сказка «Фея Изумрудного города» со знакомыми образами на обложке: Страшила, Дровосек, Лев. Так я впервые узнал о Сухинове.
Тем летом его книги сопровождали меня в путешествии в Приднестровье, и я старался читать их по две-три главы, чтобы не проглотить весь текст разом. Сухинов обладал одним из главных качеств настоящего писателя: его тексты влекли за собой, от них было трудно оторваться.
Там же был случай, когда я, без зазрения совести, отключил соседям электричество, чтобы они своей громоподобной музыкой не мешали читать Сухинова.
С той поры прошла четверть века. Сухинов надолго отошёл от темы Изумрудного города, писал о другом, и всё же мысль вернуться его не покидала. Но возвращение окрасилось грустными красками.
Затеянное переиздание, ради которого Сухинов серьёзно переработал тексты, было свёрнуто издательством на полпути из-за малого спроса. Родной сухиновский фандом отвернулся от своего Автора, не приняв его взглядов. Задуманная Сухиновым новая трилогия создавалась со скрипом, с огромными перерывами, да так и оборвалась на середине. А коллега-художник заранее отказался её иллюстрировать (по болезни).
И всё же, несмотря на все разочарования, Сухинов не сдавался, у него были планы на будущее, он брался за новые начинания, создал сайт, дзен-каналы, поддержал издание фанатских сборников, выступал в библиотеках.
Сухинов вообще был человеком широкого размаха (чего стоит только замысел Диснейленда по Волшебной стране!), и, мне кажется, ему всегда было тесно в тех рамках, в которых ему приходилось жить и творить.
Из академической науки он в молодости подался в писательство. Не приняв ограничений сказочного цикла Волкова, создал по его мотивам собственную фэнтези-эпопею. В противовес приземлённому рационализму нашей эпохи увлёкся темой звёздных метеоритов и проблематикой внеземной жизни, не побоявшись скепсиса публики.
Мне довелось немного поучаствовать в фандомной переписке с Сухиновым, но дискуссии о «звёздных камнях» давались мне с трудом, и на последнее письмо от Сухинова в октябре я не сумел придумать ответ, о чём теперь очень жалею. Думалось: напишу в январе, поздравлю.
А в январе, чтобы не надоедать двумя поздравлениями подряд, показалось уместнее написать не в Новый год, а на день рождения Сергея Стефановича 14-го числа. Вроде бы - невелика разница, всего-то две недели. Оказалось, разница есть. 10-го января Сухинова не стало.
Когда уходит человек, остро ощущается недосказанность...