Творчество-10: литературные приёмы

Jul 09, 2021 22:20

20. Перекрывающая концовка

Как узнать, что пишущаяся вещь удалась? Ждать читательских откликов? Есть у меня примета, дающая ответ заранее.

Это - перекрывающая концовка: когда поверх запланированной развязки, озарением придумывается дополнительный финальный поворот.

Он не перечёркивает прежнего полностью, но как бы надстраивается над ним. Превращает заурядную схему в нечто более изящное, нешаблонное.

Для меня это признак удачного текста. Неудачный - просто не рождает подобных идей, остаётся замкнут в себе.

Такой момент был у меня в «Белой лошади». Сначала планировалось, что Лошадь привезёт Старушку в Счастливую страну, но Старушка останется в горестном изумлении: счастье там лошадиное - вдоволь травы, тёплое стойло, разве в этом мечта человека?

Новый вариант перекрыл прежнюю концовку: после странствий по Счастливой стране Старушка сама превратилась в вольную лошадь, юную, полную сил, и воссоединилась с потерянным когда-то возлюбленным, о котором тосковала всю жизнь.

21. Литературный демпинг

Слово «демпинг» имеет стойкую негативную окраску, но в юности я этого не знал. Один известный мне логик-изобретатель использовал его в другом значении. Демпингом он называл упрощение «дерева вариантов» при алгоритмизации игры в шашки.

Бывают в шашках ходы, после которых число вариантов дальнейшей игры резко сокращается: от дерева отсекаются целые ветви. Это «математический демпинг» - сброс сложности.

По аналогии я ввёл термин «литературный демпинг» - когда два персонажа оказываются одним и тем же лицом. Сюжетная сложность при этом резко падает.

Классический пример - Зорро и дон Диего Вега. В момент раскрытия их тождества сюжет упрощается настолько, что остаётся лишь перейти к финалу.

В моих текстах такой приём тоже встречается, но нечасто, в основном с второстепенными персонажами.

творчество, терминология

Previous post Next post
Up