1. Права была
hanna-summary: роман нуднейший.
2. Убийцу я не угадал. Хотя можно было.
Уж очень образ Рафаэля Чизуэлла перекликался с Барти Краучем-младшим. Такой же лицемер, живчик, любитель рискнуть, мерзавец и отцеубийца.
3. Менее заметная параллель: Чизл-старший - Снейп. Мрачный грубоватый тип, которому тем не менее автор явно симпатизирует. И тоже проблема с волосами.
4. Я так и не понял: каким образом Мэтью в финале заманил Робин в лапы убийцы (стр. 635)? Во-первых, как он сумел? Во-вторых, зачем ему это?? В-третьих, как ни паскуден Мэтью, но стать соучастником возможного убийства жены - даже для него ООС.
5. Фобия Роулинг перед журналистами по-прежнему за гранью разумного.
6. Зато мне яснее стала идеология «Гарри Поттера» :) До сих пор я списывал основные фейспалмы на британское мировоззрение: традиционалистское общество, аристократические замашки, культ семьи, неискоренимость неравенства, индивидуализм, дистанция между людьми, паническая боязнь публичности и т.д.
Теперь до меня дошло: Британия ни при чём. Просто Роулинг по убеждениям - правая. Карикатурные леворадикалы в 4-м Гэлбрейте настолько показательны, что паззл у меня разом сложился.
Впрочем, Роулинг не совсем уж дремучая правая, а современная, т.е. с привитой политкорректностью. Но прививка не меняет сути. Когда американские республиканцы вместо примерки белых колпаков стали негров выдвигать на ключевые посты, левее их это не сделало.
Точно так же и Роулинг. Теперь меня не удивляет, что её светоч Дамблдор в юности сошёлся с фактически нацистом. Обжёгся, конечно, раскаялся, но далеко ли ушёл? Дискриминация маглов, рабство домашних эльфов - всё это для Дамблдора в порядке вещей. И для автора тоже, учитывая, что сторонница равенства Гермиона выставлена посмешищем.
В 4-м Гэлбрейте особо красноречив момент с виселицами. Казни, пытки, виселицы - это всё, оказывается, не плохо. И торгующий виселицами Чизл не плох. Плохо лишь формальное нарушение буквы закона, ну а хуже всего - огласка. В огласке истинная беда. Ну а жертве повешения автор выносит вердикт простой: «этот несчастный оказался не в том месте не в то время» (стр. 623). Вот так. Ни сочувствия, ни понимания вопиющей неприемлемости происходящего. Лишь неохотное сожаление сквозь зубы: парню не повезло.
Мой вывод, впрочем, оптимистичен. С Гэлбрейтом и Роулинг, конечно, всё плохо, но зато у Британии шансы есть :)