Цивилизация менвитов всегда казалась мне прогрессивнее, чем у арзаков.
Хотя арзаки, по тексту, богаты талантами, а менвиты большей частью лишь надсмотрщики, - впечатление цивилизационной мощи производит именно менвитское государство.
Тут и военная сила, и техника, и культ спорта, и межпланетные перелёты, и сам факт, что на Рамерии именно менвиты заняли доминирующее положение. Арзаки же представлялись мне беспечными, ребячливыми, недальновидными, а с такими качествами вроде бы непросто создать передовую культуру.
Однако сейчас я пришёл к выводу, что дело, видимо, обстояло ровно наоборот.
Взять, например, подземных рудокопов. Цивилизация их, несмотря на хитроумные технические приспособления, приручение драконов и Шестилапых, воинственность - всё же очевидным образом уступает цивилизациям верхнего мира. Причина отсталости - в недостатке ресурсов Пещеры и её плохом климате. Простому народу в таких условиях живётся намного хуже, чем его верхним собратьям - Жевунам, Мигунам и т.д. Непосильный труд, бедность, болезни, ранняя смертность - вот картина жизни подземных рудокопов. Сохраняется в Пещере и отсталая, архаичная система правления в виде монархии, хотя наверху короли давно свергнуты. Да и в технике рудокопы, несмотря на развитую промышленность, уступают наземным жителям (ведь только Лестар сумел восстановить Священный источник, над которым подземные мастера безуспешно бились многие месяцы). Оторванность цивилизации от внешнего мира, конечно, делает её самобытной, но и увеличивает отсталость (нет обмена знаниями, технологиями).
Тем удивительнее для меня было, что именно рудокопы страдали подозрительностью в отношении верхних жителей, ожидали от них коварства, нападения и т.п., хотя, казалось бы, зачем верхним эта тёмная, сырая, полунищая Пещера, куда и зайти-то боязно?
Но поразмыслив, я понял, что это вполне логично: подозрительность и враждебность к окружающему миру всегда сильнее в тех обществах, ресурсы которых скудны. Именно эта скудость делает ресурсы особо ценными для их обладателей, ведь любая недостача может оказаться критической. А в обществах благоденствия как раз нормальна беспечность и щедрость, как материальная, так и душевная.
Отсюда я заключаю, что менвиты, до того как коварный замысел Гван-Ло позволил им подчинить арзаков, вполне могли быть народом отсталым по меркам цивилизации - не гунны, конечно, но нечто вроде современных «стран третьего мира».
Не исключено также, что менвиты до этого работали в качестве трудовых мигрантов на арзакских предприятиях, и арзакам это казалось в порядке вещей (трудовое сотрудничество, укрепление связей, дружба народов), а в самих менвитах зародило ощущение угнетённости, неравноправия, - и именно это ощущение сделало позже менвитов столь падкими на льстивые речи Гван-Ло. Покорение арзаков могло казаться менвитам возмездием за своё собственное приниженное до тех пор положение.