Первый раз я читал эту книгу лет в 12-13, и она мне очень понравилась просто как весёлая и остроумная повесть. Наина Киевна, неразменный пятак, Выбегалло забегалло, и вообще рационализаторский взгляд Саши Привалова на всяческие чудеса.
Затем я перечитал «Понедельник» в 23 года, когда всерьёз увлёкся Стругацкими. Книга снова показалась симпатичной, но юмор уже не особо цеплял, а после прочтения даже оставил некую оскомину - возвращаться к этой книге надолго расхотелось. Особенно это ощущение усилилось, когда я узнал, что Стругацких широкая публика ценит и любит как раз за «Понедельник», а другие их книги гораздо менее популярны (кроме разве что ТББ и «Пикника», но и те уступают «Понедельнику»). Я постфактум посчитал «Понедельник» легковесной развлекательной пустышкой периода розовых очков советской интеллигенции.
Сейчас, преодолев невольную антипатию, я прочёл «ПНвС» в третий раз и пришёл к выводу, что книга-то довольно глубока, несмотря на шутливую интонацию и развесёлый сюжет. По крайней мере, в ней чувствуется заразительный энтузиазм, видна «гражданская позиция» авторов, дан очередной бой мещанству. Есть чувство будущего - правильного, привлекательного и достижимого, несмотря на всю условность сказочного антуража.
В сатирическом ключе затронуты почти философские темы: дискуссия о «новом человеке», о соотношении телесного и духовного блистательно проиллюстрирована незабываемым образом кадавра.
Сама лексика книги настолько красочна и зрима, что буквально просится в цитаты. Но цитат я приводить не буду, они хороши к месту.
Янус Полуэктович со своим попугаем немного напомнил Дамблдора с фениксом.
И жаль, конечно, что до сих пор нет нормальной экранизации. «Чародеи» - неплохая новогодняя сказка, но от «Понедельника» в ней только рожки да ножки.