Dec 02, 2013 01:46
Попытка перечитать удалась)) Пунктиром напишу о впечатлениях.
Книжки классные, по-настоящему сказочные. Сюжет - калейдоскоп приключений, весёлых, опасных, непредсказуемых, но при том образующих цельную и стройную историю, а не распадающихся на мозаику разрозненных эпизодов.
Позабавил выбранный автором ракурс: взгляд на мир с позиции ребёнка-мечтателя. В результате взрослые в книге ведут себя не то чтобы гротескно, но как-то гиперболично, гипертрофированно. Победителя в конкурсе Юных Техников награждают всеми мыслимыми призами, окружают почётом и даже присылают за ним вертолёт. «Простудившегося мальчика» в дикой панике увозят на «Скорой», словно у него как минимум тиф.
Из персонажей не понравился Прутик. Понравился папа Тимы.
Огорчила расправа над Петухом Будильником. Впрочем, это придало повествованию остроту. Сразу стало ясно, что злодеи не кажущиеся, не игрушечные, а самые натуральные мерзавцы.
Понравилось, как мастерски Дружков обошёл проблему денег. Всё, что Карандашу и Самоделкину по сюжету требовалось купить, они получали задаром, в благодарность от взрослых за остроумно оказанную помощь.
Любопытно, что ни разу не упомянут волшебный нос Карандаша. Рисует Карандаш носом или волшебной кисточкой - загадка.
Самоделкин, казавшийся мне прежде ослабленным вариантом Железного Дровосека, теперь произвёл впечатление персонажа вполне самостоятельного и даже более живого, чем Дровосек. По крайней мере, эмоциональный спектр у Самоделкина шире, чем у Дровосека, и находчивости побольше.
А википедия вот подсказывает, что дальним прототипом Самоделкина был итальянский Кьодино (его, помнится, в советском издании иллюстрировал Леонид Владимирский; впрочем, я не читал).
Жаль, что первая книга практически полностью «мальчишеская»: девчонки в сюжете отсутствуют как класс, есть лишь переодетый в Красную Шапочку шпион. Во второй книге автор попытался выправить баланс, но появившаяся девочка Настенька оказалась уж очень стереотипна - примерно как Мальвина пополам с Медуницей.
Не понравилось изобилие в тексте уменьшительных суффиксов.
Удивили странности с ростом Карандаша и Самоделкина. То они умещаются в небольших игрушечных коробках и следом летают, сидя на крылатом огурчике. Затем вдруг оказываются ростом с ребёнка. Потом их рост ещё пару раз варьируется без всяких пояснений. Впрочем, это сказочная условность, как и то, что дети и взрослые при виде их ничуть не удивляются.
Вторая книга оставила впечатление недописанной. Вполне возможно, что так оно и есть, ибо вышла в свет она уже после смерти автора. Пираты вернулись в сюжет лишь в последней трети книги, перекосив всю композицию. Победа над пиратами показана не очень убедительно. Часть сюжетных линий оборвалась на полуслове. В частности, незавершённой осталась судьба рисованных животных - кота, козы, попугая. Мелькнул вроде бы мальчик Тима из первой части, и тоже исчез вникуда. А шпион Дырка по непонятным причинам превратился в Пульку (заодно лишняя параллель с героями «Незнайки»).
Очень понравилась техничность изобретений: все эти игрушечные самосвалы с котлетами, экскаваторы для разгрузки пирожков... Сразу видно, что сказочный мир - наш, нынешний, а не какое-нибудь замшелое средневековье.
Любопытно, что в Клубе весёлых человечков главным считается Карандаш. По книге Самоделкин и Карандаш действуют на равных, но лидерских качеств больше у Самоделкина. Вообще дружеский дуэт «физика» и «лирика» смотрится очень симпатично.
Увлечение корабликами напомнило Крапивина.
...Сейчас пробую заново подступиться к одному из продолжений, написанных Валентином Постниковым, сыном Юрия Дружкова. В отличие от прошлого захода, Постниковский текст сейчас антипатии не вызывает: стилистика и характеры героев кажутся довольно аутентичными. Но вот изобретательности авторской не хватает, той самой находчивости, полёта фантазии, превращающего реалистичную детскую повесть в сказку. Посмотрим, как дальше пойдёт...
продолжательство,
впечатления,
изумрудное,
незнайка,
мелочи из сказок,
книги,
крапивин