Скульптуры станции метро "Площадь Революции: история, фотография, приметы
Jun 01, 2013 11:22
С этой станцией, как оказалось связаны не только мои личные воспоминания, но и воспоминания моих друзей. Именно по поводу тех самых памятников, ставшими памятными, опять простите - на этот раз за тавтологию. :))
И захотелось мне узнать побольше об этих произведениях искусства, о приметах, связанных с ними, а также о тех, кто эти памятники создавал. И вот, что я узнал...
Метростанция начала свою работу в 1938 году, 13 марта, на отрезке «Александровсий сад» (ранее «Улица Коминтерна») - «Курская». Название станции возникло от одноименной площади, под которой она расположена. Западный наземный вестибюль, возводившийся и открывшийся одновременно со станцией, выходит на площадь и является общим для «Театральной» станции и «Площади Революции». Архитектор А. Н. Душкин руководил работами по строительству и разрабатывал проект этой станции. Восточный вестибюль, выходящий к Богоявленскому переулку, был построен в 1947 году при участии архитектора Ю. П. Зенкевича. По конструкции «Площадь революции» являет собой пилонную трехсводчатую станцию глубокого заложения, возводившуюся по типовому проекту. Станция отделана черным, белым, золотым и серым мрамором. Для покрытия пола использовался черный и светлый гранит. 76 бронзовых скульптур на «Площади революции», изображающих обычных советских людей, были установлены в арках. Разработку проекта и руководство работами осуществляли архитектор А. Н. Душкин, а также советские инженеры-конструкторы А. Н. Пирожкова, Н. А. Комаров, М. В. Головинова. Для оформления зала был приглашен скульптор М. Г. Манизер (очень он мне нравится - А,Г,). В работе над скульптурами также принимали участие А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, В. А. Пузеревский, А. И. Денисов и другие советские скульпторы. Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937. Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при коммунизме. Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Над этим в свою очередь потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять. [О станции, о тех, кто её делал, о скульптурах + фотографии ВСЕХ скульптур! - >>>>>>>] Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, сражавшемся за правое дело Революции. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи. Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями, котрые так же можно назвать суевериями. Постараюсь перечислить те, о которых мне стало известно на данный момент. - Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. В последнее время собачке натирают так же и бедро задней лапы. - Желающим избежать несчастной любви, следует потереть носок бронзовую туфельки студентки. - Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к карандашу молодого изобретателя. - Удачу на весь день принесёт прикосновение к сигнальному флажку матроса. - С какой целью натирает пистолет матроса, а порой и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, остается загадкой. - Столь же таинственна история суеверий относительно петуха. Долгое время прикосновение к нему считалось приносящим несчастье, в отличии от прикосновения к курочке, которой было принято насыпать семечки - к удаче и благополучию. Но в настоящее время что-то переменилось и петушка трут и трут - он стал похож на Золотого петушка из сказки - видимо, приметы тоже могут изменяться. :) - Для чего-то прикасаются к одному из пальцев руки крестьянина в лаптях. - Трогают гранату одного из матросов, - Наглаживают левую грудь спортменки-дискоболки...
Дорогие люди! Когда будете в Москве, - настоятельно рекомендую посетить станцию метро "Площадь Революции" (продолжаю не знаю, как она называется ныне) и потрогать всё, до чего сможете дотянуться! :)))
А теперь галерея скульптур. Прошу извинить за качество - чтобы найти все скульптуры, я несколько часов просеивала интернет и выложила то лучшее, что могла найти.
Арка I Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой
Революционный солдат с винтовкой
Арка II
Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие
Революционный матрос с наганом
Прототипом матроса стал кадет Ленинградского Краснознамённого высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Его имя - Алексей Никитинко. Во время русско-японской войны он командовал монитором, а позже дослужился до капитана первого ранга.
Посмотрите, какое портретное сходство!
Арка III
Парашютистка ДОСААФ
Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»
Для создания образа матроса-сигнальщика советскому скульптору Матвею Генриховичу Ма́низеру позировал молодой курсант Ленинградского военно-морского училища Рудаков Олимпий, который сделал великолепную карьеру, дослужился до высокого звания контр-адмирал, работал при Генштабе Минобороны, возглавлял военно-морскую кафедру в академии. Известно, что летом в июне 1953 года, капитан 1-го ранга Рудаков Олимпий Иванович специально для участия в торжественном параде в честь королевы Елизаветы II по случаю ее восшествия на престол привел крейсер «Свердлов» в Портсмут. Тогда же Рудаков был приглашен на бал, посвященный коронации, он был удостоен чести танцевать с королевой вальс. Вот какую фотографию мне удалось найти:
Арка IV
Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой
Пограничник с собакой
Арка V
Стахановец с отбойным молотком
Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует)
Арка VI
Птичница с курицей и петухом
Хлебороб-механизатор
Арка VII
Студент
Студентка с книгой
Арка VIII
Спортсменка-дискоболка
Футболист
Арка IX
Отец с ребёнком
Мать с ребёнком
Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ