Скульптуры станции метро "Площадь Революции: история, фотография, приметы

Jun 01, 2013 11:22

С этой станцией, как оказалось связаны не только мои личные воспоминания, но и воспоминания моих друзей. Именно по поводу тех самых памятников, ставшими памятными, опять простите - на этот раз за тавтологию. :))



          И захотелось мне узнать побольше об этих произведениях искусства, о приметах, связанных с ними, а также о тех, кто эти памятники создавал.
        И вот, что я узнал...

Метростанция начала свою работу в 1938 году, 13 марта, на отрезке «Александровсий сад» (ранее «Улица Коминтерна») - «Курская».

Название станции возникло от одноименной площади, под которой она расположена.
Западный наземный вестибюль, возводившийся и открывшийся одновременно со станцией, выходит на площадь и является общим для «Театральной» станции и «Площади Революции».
         Архитектор А. Н. Душкин руководил работами по строительству и разрабатывал проект этой станции.
Восточный вестибюль, выходящий к Богоявленскому переулку, был построен в 1947 году при участии архитектора Ю. П. Зенкевича.
         По конструкции «Площадь революции» являет собой пилонную трехсводчатую станцию глубокого заложения, возводившуюся по типовому проекту.
         Станция отделана черным, белым, золотым и серым мрамором. Для покрытия пола использовался черный и светлый гранит.
         76 бронзовых скульптур на «Площади революции», изображающих обычных советских людей, были установлены в арках.
         Разработку проекта и руководство работами осуществляли архитектор А. Н. Душкин, а также советские инженеры-конструкторы А. Н. Пирожкова, Н. А. Комаров, М. В. Головинова.
         Для оформления зала был приглашен скульптор М. Г. Манизер (очень он мне нравится - А,Г,). В работе над скульптурами также принимали участие А. А. Пликайс, Л. К. Жданов, В. А. Пузеревский, А. И. Денисов и другие советские скульпторы.
        Скульптурные изваяния расставлены в хронологическом порядке от событий октября 1917 до декабря 1937.
Эта своеобразная галерея бронзовых скульптур отображает историю советского народа, здесь фигурируют образы революции и последующей счастливой жизни при коммунизме.
        Нижняя часть станции облицована черным мрамором, в темно-красных арках расположены скульптуры. Чтобы вместить крупные фигуры в ограниченное пространство станции, пришлось придать им несколько скованные позы. Над этим в свою очередь потешалась вся столица: почему весь советский народ либо сидит, либо стоит на коленях. Однако Сталину изваяния понравились, потому никто не стал ничего менять.
[О станции, о тех, кто её делал, о скульптурах + фотографии ВСЕХ скульптур! - >>>>>>>]    Среди скульптур выделяются статуи, иллюстрирующие реальные события. Матрос в бескозырке с надписью «Марат» напоминает о линкоре, сражавшемся за правое дело Революции. Девушка-снайпер со значком «Ворошиловский стрелок» иллюстрирует пропаганду оборонно-массовой работы в стране. В предвоенные годы овладение стрелковым делом превратилось в широкое движение трудящихся и молодежи.
        Также обращают на себя внимание скульптуры с отполированными до блеска деталями. Это связано с различными московскими традициями, котрые так же можно назвать суевериями.
         Постараюсь перечислить те, о которых мне стало известно на данный момент.
- Статуя пограничника с собакой, по мнению студентов, если накануне как следует потереть песику нос, приносит успешную сдачу экзаменов. В последнее время собачке натирают так же и бедро задней лапы.
- Желающим избежать несчастной любви, следует потереть носок бронзовую туфельки студентки.
- Удачу в научной деятельности принесет прикосновение к карандашу молодого изобретателя.
- Удачу на весь день принесёт прикосновение к сигнальному флажку матроса.
- С какой целью натирает пистолет матроса, а порой и вовсе ворует его из рук бронзового изваяния, остается загадкой.
- Столь же таинственна история суеверий относительно петуха. Долгое время прикосновение к нему считалось приносящим несчастье, в отличии от прикосновения к курочке, которой было принято насыпать семечки - к удаче и благополучию. Но в настоящее время что-то переменилось и петушка трут и трут - он стал похож на Золотого петушка из сказки - видимо, приметы тоже могут изменяться. :)
- Для чего-то прикасаются к одному из пальцев руки крестьянина в лаптях.
- Трогают гранату одного из матросов,
- Наглаживают левую грудь спортменки-дискоболки...

Дорогие люди! Когда будете в Москве, - настоятельно рекомендую посетить станцию метро "Площадь Революции" (продолжаю не знаю, как она называется ныне) и потрогать всё, до чего сможете дотянуться! :)))

А теперь галерея скульптур. Прошу извинить за качество - чтобы найти все скульптуры, я несколько часов просеивала интернет и выложила то лучшее, что могла найти.

Арка I
Революционный рабочий (бант на груди) с винтовкой и гранатой



Революционный солдат с винтовкой



Арка II

Крестьянин в лаптях, взявшийся за оружие



Революционный матрос с наганом


Прототипом матроса стал кадет Ленинградского Краснознамённого высшего военно-морского училища имени М. В. Фрунзе. Его имя - Алексей Никитинко. Во время русско-японской войны он командовал монитором, а позже дослужился до капитана первого ранга.



Посмотрите, какое портретное сходство!

Арка III

Парашютистка ДОСААФ



Матрос-сигнальщик с линкора «Марат»


          Для создания образа матроса-сигнальщика советскому скульптору Матвею Генриховичу Ма́низеру позировал молодой курсант Ленинградского военно-морского училища Рудаков Олимпий, который сделал великолепную карьеру, дослужился до высокого звания контр-адмирал, работал при Генштабе Минобороны, возглавлял военно-морскую кафедру в академии.
          Известно, что летом в июне 1953 года, капитан 1-го ранга Рудаков Олимпий Иванович специально для участия в торжественном параде в честь королевы Елизаветы II по случаю ее восшествия на престол привел крейсер «Свердлов» в Портсмут. Тогда же Рудаков был приглашен на бал, посвященный коронации, он был удостоен чести танцевать с королевой вальс.
          Вот какую фотографию мне удалось найти:



Арка IV

Девушка «Ворошиловский стрелок» с пневматической винтовкой



Пограничник с собакой









Арка V

Стахановец с отбойным молотком



Молодой инженер. В левой руке он держит шестерню, а в правой держал циркуль (в настоящее время у всех четырёх скульптур он отсутствует)



Арка VI

Птичница с курицей и петухом



Хлебороб-механизатор



Арка VII

Студент



Студентка с книгой









Арка VIII



Спортсменка-дискоболка



Футболист



Арка IX

Отец с ребёнком



Мать с ребёнком



Замурованный арочный проход. Скульптуры есть только со стороны платформ

Пионеры-авиамоделисты






Пионерки-географы






Источники: http://mossecret.ru/magiya-skulptur-na-ploshchadi-revolyucii, http://mossecret.ru/magiya-skulptur-na-ploshchadi-revolyucii, http://progulkipomoskve.ru/publ/metro/ploshhad_revoljucii_stancija_metro/6-1-0-259, http://monty74.ru/40925-moskva_chudo_statui_na_stancii_ploshchad_revolyucii, http://monty74.ru/40925-moskva_chudo_statui_na_stancii_ploshchad_revolyucii, http://kudago.com/msk/p/informal/statuya-matrosa/, http://ru.wikipedia.org/wiki/%CF%EB%EE%F9%E0%E4%FC_%D0%E5%E2%EE%EB%FE%F6%E8%E8_(%F1%F2%E0%ED%F6%E8%FF_%EC%E5%F2%F0%EE,_%CC%EE%F1%EA%E2%E0), http://aranrot.diary.ru/p142067657.htm?oam, http://gidtravel.com/country/russia/Pamytniki_v_vestibule_st_m_Plosad_Revolucii_dp4335.html

Статья обо всех "потёртостях" на скульптурах Площади Революции: http://www.bibo.kz/pictures/466926-vot-polnyjj-katalog-potertostejj-na-stancii-metro.html







Previous post Next post
Up