РЫЦАРЬ И ПОЛИТИК (часть вторая)

Sep 10, 2014 20:35

Итак, 17 летний Иоганн, без поддержки родителя, скончавшегося в далекой Италии, преданный своими вассалами и, прежде всего "первым мужем королевства" Генрихом из Липы и даже собственной супругой, тем не менее, пытается действовать. Ведь он король, т.е. человек ответственный перед Богом за свои владения и своих подданных. Вот только подданных становится очень много. К Богемскому королевству после смерти родителя добавляется графство Люксембург и владения в Ломбардии. Каждое из них нужно согреть теплом королевского присутствия, защитить. Кроме всего, есть еще и королевство Франция. И дело не в ленах, которые держал Иоганн от французской короны. Просто, королевский дом Франции оказался для юноши единственной семьей. Его тетка и его сестра замужем за представителями этого дома. Король Карл - его зять. Главное - здесь его любят. Здесь он не чужой и враждебный, а родной.

Но даже зная о том, что его враги не просто оттеснили  от власти, но именно его именем творят непотребства, зная, что помешать этому он не может, Иоганн исполняет свой долг перед короной и рыцарской честью. Уже в 1319 году он присоединяет к Богемской короне ее утерянные владения Лужицкую землю, город Хеб с округой. После чего уезжает домой, в Люксембург и далее, в Париж. Управление Богемией (сбор налогов) "передается" земскому гетману Генриху из Липы. Именно он и его родственники, включая вдовствующую королеву сделали все, чтобы очернить имя Иоганна. Король, находясь вне королевства, получал от гетмана оговоренную сумму денег, но сбор налогов (во много раз превышающий эту сумму) был поручен гетману. Однако для простых людей делалось это именем короля. Впрочем, молодому королю молва не особенно досаждала. Бог знает правду. Тем более, что слава первых побед уже разнеслась по Христианскому миру.


Да и Париж оказался местом, где он преобрел не менее важную славу - образцового рыцаря. Смелого до безумия, щедрого до мотрвства, бросающегося на помощь по первой просьбе. Естественно, что это рождало зависть. Простую и понятную у менее успешных и удачливых ковалеров. Ее отголоски слышим мы в словах Дрюона "о глупости" Иоганна, правда, и одновременно, очаровании. О глупости и транжирстве богемского короля прочтем мы и во всех биографических описаниях. Но присмотримся, в чем глупость? В том, что он верит людям, назвавшимся его друзьями. Пытается быть честным с Габсбургами и Виттельсбахами (герцогами Баварскими). Стремится прощать и миловать своих врагов после их поражения. Его транжирство проявлялось в том, что он помогал и содержал сотни нищих дворян, ставших бедняками во время войн во имя Христа, крестьян, пострадавших от войск. Увы. Благородство часто называют глупостью. Его популярность у дам была постоянным предметом светских сплетен. Но ведь нет упоминаний о его насилиях, грубости и прочих формах галантного ухаживания, вполне обычных для той эпохи. Да и вспомним, что речь идет о юноше, которому не исполнилось и двадцати лет, но который уже объявлен победителем десятков рыцарских турниров.

Более того, "глупость" Иоганна, о которой столь вдохновенно писали хронисты, позволила ему почти без военных действий присоединить к Богемской короне Силезию, подтвердить суверенные права на Моравию, присоединить Тироль. Отозвавшись на просьбу жителей Бреши (своих подданных) о защите от соседей, он становится владетелем большей части Ломбардии. Оказавшись в сложном политическом положении, когда Габсбурги и Виттельсбахи, забыв о вековой вражде, объединяются против него, Иоганн умудряется заключить мир, не потеряв владений (Ломбардия стала считаться леном, полученным Иоганном, непосредственно от Папы), да еще и утвердив чешскую церковь в качестве самостоятельного археепископства. Да. Порой поступки короля кажутся странными. Так, в разгар противостояния с Вительсбахами, почти победив их, он бросает все, передает ведение войны Генриху из Липы (война была проиграна, а ее последствия король смог ликвидировать только через пять лет) и уезжает в Париж.

Едкие замечания об отъезде к... парижским дамам... пестрят в богемских источниках. Но вспомним, что Париж, а не Прага - дом молодого короля. Там семья, тепло и родственные отношения. Идет 1333 год. Нарастает и вот-вот разразится война между французской и английской короной. Он едет помогать своим, своей семье. Много недобрых слов вызвала и его уступка номинальных прав на польскую корону за 1200000 грошей. Общее мнение очевидно. Король промотался и продал последнее, что было. Но присмотримся. Реальных шансов на получение короны не было. Хотя однажды Иоганну и пришлось взять штурмом Краков, когда польские паны решили пленить принца Карла, возвращавшегося из крестового похода на Литву.  Вот только, продав туманные права на корону, Иоганн получает верного союзника, Силезию и сопредельные лены.Кстати, именно при подготовке к этому походу Иоганн неожиданно теряет зрение. Но разве это причина для того, чтобы перестать быть рыцарем?


Войнам, турнирам и пирам слепота не помеха. Тем более, что физическую силу богемского короля срвнивали с медвежей. Правителем же становится принц Карл. Он оказывается совсем не войном. Быстро теряет приобретения отца в Италии. Зато умудряется перессорить вельмож, обирающих страну и уничтожить их. Попытка поссорить отца и сына не удалась. С 1340-го года Карл официально становится соправителем отца в Богемии и Моравии. В 1341-м границы Богемии стабилизируются и военная опасность исчезает. В тот же миг, оставив Карла полным правителем, Иоган бросается во Францию, где уже полыхает столетняя война, а объединенные силы англичан, бургундцев и фламандцев наносят фрацузам одно поражение за другим. Возвращение домой оказалось роковым. Небольшой отряд Иоганна, основные силы оставались в Богемии, где назревала новая война с Вительсбахами, получивщими в то время императорскую корону и Карлом, избранным Римским королем (вторая по значимости должность в христианском мире). подоспел к моменту, когда у Креси французская армия уже была разбита. Совет бежать был с гневом отвергнут. По существу, то, что было сделано дальше, был одновременно и подвигом невероятной красоты и... самоубийством. Король приказывает привязать себя к лошади, а саму лошадь пристегнуть к коням оруженосцев. В таком виде Иоганн ведет свое небольшое войско в последнюю атаку под стрелы Черного принца на верную смерть. О смерти Иоганна Слепого слагали песни менистрели в эпоху, когда честь значила больше, чем барыш, а красота больше, чем польза, когда мужчины были воинами. Но... времена меняются. За войнами пришли политики. За ними банкиры... За ними рантье... А потом появились мы.

исторические размышлизмы

Previous post Next post
Up