Надо написать итоговый пост, все-таки этот первый учебный год был очень важным и насыщенным. У меня вообще такое ощущение, что за это время Илюша повзрослел не на один год))
Во-первых, школа: первый и второй класс успешно сданы за один год, в первом классе вместо оценок ставили зачеты, во втором это уже оценки, пятерки все. Сложнее всего далась математика, посерединке английский и русский, с легкостью чтение и окружающий мир. Под легкостью я имею в виду отсутствие подготовки и время сдачи экзамена менее 15 минут))
Учебниками мы по-прежнему не пользуемся. Илья осваивает местную библиотеку, берет разные книги по интересам. Остальное пока очень несложное, с этим можно управиться в рамках повседневной жизни, за бытовыми занятиями.
Подготовку к экзаменам мы провели в апреле. Для этого я сделала по математике карточки с типовыми заданиями, и Илья их прорешал пару-тройку раз. По русскому тоже было несколько карточек. По чтению прочитал отдельные произведения, с которыми не сталкивались раньше (ну, во втором классе они крошечные).
В общем, нормально справился, мне кажется. Признаюсь, мне самой сложно избавиться от ощущения важности оценок, но все-таки первостепенным является сам процесс, а не борьба за результат, поэтому я не транслирую представления о важности отметок, это уже бонус.
За этот год я прочувствовала на своей шкуре то, о чем часто говорят родители хоумскулеров, - что сложно быть мамой и учителем в одном лице. И максимально старалась избегать этого разделения, оставаясь мамой всегда. Просто в нашей семье для детей взрослые являются источником знаний, и это воспринимается нормально.
Более того, я прочувствовала, как важно быть для собственных детей этим источником знаний. Мне кажется, что делегируя ответственность за образование детей учителям, мы, родители, больше теряем, чем приобретаем. Это продолжение той же череды передачи ответственности, которая у некоторых начинается с яслей: в яслях научат ребенка ходить на горшок, в детском саду покажут буквы, в школе научат читать и писать... На самом деле, все это более чем под силу родителям при наличии некоторого времени, ну а главное, все-таки, желания. Нет - так нет, научат ребенка и пИсать, и писАть, вот только каким образом, при помощи каких манипуляций (а то, что воспитатели и учителя действуют при помощи манипуляций, не подлежит сомнению) - останется за кадром для родителей.
Мне было важно постараться найти подход честный, когда я могу объяснить, что на самом деле и для чего мы делаем. И отделить зерна от плевел - что важно для меня (моего самолюбия) и что отвечает потребностям ребенка. Не буду говорить, что это получается идеально, но буду стараться и дальше))
Впрочем, гораздо более важными, чем школьные дела, мне представляются занятия внешкольные. За этот год у Ильи появился небольшой, но все же опыт ручной работы в мастерской, продолжение игры в теннис и обожаемый его палеонтологический кружок (чувствую, он с успехом заменит нам уроки биологии).
Пару олимпиад написал - ради интереса, неплохо.
Плюс встречи с друзьями, праздники, игротеки, походы в музеи и галереи. Ну и, конечно, поездки - Керчь в сентябре, Севастополь в январе и вот Суздаль в мае. Поездки у нас заменяют историю и географию))
Получил за этот год больше самостоятельности - собственные ключи от квартиры, разрешение передвигаться свободно по кварталу, а недавно и по соседнему кварталу. Ходит один в библиотеку.
Социализация в норме, знакомства заводит легко, общается с разными людьми. Вот сегодня, например, позвонил и сообщил, что помогает тете Оле (продавщице) торговать в палатке квасом))) Ну у нас тут район спокойный, поэтому я его легко отпускаю - он пока до палатки дойдет, десять соседок встретит и со всеми пообщается))) Дворовые дети к нам ходят как в музей - любоваться его коллекцией окаменелостей, я уже привыкаю к постоянным "и приятелей целый мешок, и всякие там жмурки-пряталки". Вот собаку с кошкой пока не завели, зато черепаха появилась!